Шамиль ТАРПИЩЕВ
Вскоре после победы чехов в Кубке Дэвиса, которая последовала за аналогичным успехом их соотечественниц в Кубке федерации, меня спросили: не завидую ли я игрокам и тренерам из этой маленькой страны? Ведь они умудрились сделать то, что пока не удалось россиянам - стать первой с 1990 года теннисной нацией, выигравшей в один сезон оба самых престижных командных трофея в нашем виде спорта. Кстати, сравнительно недавно, в 2007 году, Россия завоевала Fed Cup и была в финале Кубка Дэвиса. Но решающий матч против американцев для нас тогда сложился неудачно.
Никакой зависти у меня, разумеется, быть не может: чехи - молодцы! В какой-то степени их победный дубль выглядит неожиданно, хотя и ничего особенно удивительного в нем нет. В Чехии - давние теннисные традиции, тамошняя теннисная школа - одна из лучших в мире, и в технико-тактическом плане она, на мой взгляд, превосходит испанскую. К тому же из Чехии практически на любой европейский турнир можно добраться на машине. Это позволяет молодым игрокам без проблем прямо из дома выезжать на небольшие соревнования, что, к примеру, для российских юношей и девушек зачастую бывает сопряжено с серьезными трудностями.
Есть у чешских теннисных успехов и другие глубинные причины. Скажем, согласно статистике Европейской ассоциации тенниса, по количеству теннисистов на один корт в Европе лидирует Румыния - 6 человек, а затем идут Украина и Литва - по 8. У Чехии данный показатель равен 38, что позволяет ей стоять в первой половине этого списка. Россия же - лишь 49-я, 975 человек на корт. Ясно, что в такой ситуации наладить процесс естественной смены поколений нам гораздо труднее.
Если сравнивать победы двух чешских сборных с точки зрения сенсационности, то в Кубке Дэвиса, конечно, произошел гораздо больший сюрприз. Его, правда, могло и не быть, сумей испанцы выставить Рафаэля Надаля. Он почти наверняка принес бы им два очка даже на достаточно быстром покрытии. Впрочем, это - проблема испанцев. На меня же особое впечатление произвел 33-летний Радек Штепанек. Играя в воскресенье третий день подряд, он в матче против Николаса Альмагро выдержал просто феноменальные для такого возраста нагрузки, постоянно искал варианты для атаки, не сбавлял темп, удачно шел вперед - и не задохнулся.
Мне, кстати, казалось, что чешскому капитану Ярославу Навратилу на пятый поединок предпочтительнее выставить не Штепанека, а Лукаша Росола, который благодаря своей убойной подаче одолел Надаля на Уимблдоне. Ведь я хорошо помню, как в 2003 году в Остраве Штепанек проиграл точно такой же последний матч Николаю Давыденко. Один из тренеров чешской сборной даже посетовал тогда: мол, мы постоянно рассчитываем на Радека, а он еще ни разу не принес нам решающее очко. Кто мог тогда предположить, что девять лет спустя именно Штепанек поставит победную точку в Кубке Дэвиса!
В данном случае явно сказался огромный опыт Штепанека. Столь возрастные игроки обычно гораздо меньше держатся за результат, чем более молодые. Вот и чех в исторический для его страны день прежде всего старался получить удовольствие от тенниса. Вообще психологический подтекст в этом финале еще до его начала был в пользу хозяев. Они знали, что формально не являются фаворитами, ведь по рейтингу испанцы даже без Надаля сильнее. А значит, и Штепанек, и первая ракетка чехов Томаш Бердых, которого, кстати, не отличает абсолютная психологическая устойчивость, должны были иметь определенное преимущество - при условии правильной работы тренеров.
Но пражский финал-2012 уже позади, и в следующем сезоне его победителям будет архисложно удержать Серебряную салатницу. Во-первых, три матча из четырех в завершившемся розыгрыше чехи проводили дома, а значит, теперь им чаще придется играть на выезде. Во-вторых, не факт, что на будущий год сохранится нынешний состав - с Бердыхом и Штепанеком. В своем нынешнем виде эта команда свою историческую миссию выполнила. А значит, вполне возможно, что теперь чехам придется делать ставку на кого-то из молодых.
Шамиль ТАРПИЩЕВ - член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан национальных сборных в Кубке Дэвиса и Кубке федерации