КУБОК ДЭВИСА. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ – РОССИЯ – 3-2
Как уже сообщал "СЭ", в воскресенье в Ковентри сборная России проиграла команде Великобритании. На будущий год россияне впервые могут оказаться даже не в первой, а во второй группе зональных соревнований Кубка Дэвиса.
Евгений ФЕДЯКОВ
В минувший уик-энд в Ковентри британским теннисистам понадобилась недюжинная сила духа. Уступая – 0-2 – после первого дня, они умудрились с честью выбраться из, казалось бы, абсолютно безнадежной ситуации. Достаточно сказать, что таких подвигов в розыгрыше Кубка Дэвиса английская команда не знала с 1930 года. И впервые за пять лет будет бороться за место в Мировой группе.
Со сборной России – все наоборот. Она впервые проиграла матч Кубка Дэвиса, ведя после стартового дня. В конце октября ей предстоит выездной матч со словенцами или домашний с южноафриканцами. И те и другие как минимум не уступают по составу англичанам, а потому не исключено, что после этой встречи, опять-таки впервые, россияне окажутся уже не в 1-й, а во 2-й группе Евро-африканской зоны.
После поражения в Ковентри Шамилю Тарпищеву не удастся избежать очередной порции критики. Что ж, все логично: человек, который является президентом теннисной федерации и капитаном двух национальных сборных, должен в нашем теннисе отвечать за все.
Для начала, впрочем, стоит разобраться, за что, собственно, следует Тарпищева критиковать. За совмещение всех ключевых постов? Для современного российского спорта это действительно нетипичная ситуация, но само по себе совмещение, согласитесь, не криминал – ни формально, ни по существу. Вот критиковать конкретно за поражение в Ковентри – другое дело. Именно он – и никто другой – в ответе за неудачу. Так?
Но давайте представим, что на капитанском мостике стоит не Тарпищев, а кто-то еще. Уверены ли вы, что к этому "кому-то" по первому зову приехали бы Михаил Южный и Николай Давыденко, которые, отдав Кубку Дэвиса лучшие годы своей карьеры, в самом ее конце позволили себе (абсолютно законно!) сосредоточиться на личных выступлениях? Думаете, Дмитрий Турсунов, и раньше не отличавшийся игровым постоянством, внезапно превратился бы в образец стабильности? В Виктора Балуду и Игоря Куницына, надо понимать, вселились бы души Боба и Майка Брайанов – и они в субботу разгромили бы пару, в составе которой, между прочим, был действующий чемпион Уимблдона Джонатан Мэррэй. А Евгений Донской и вовсе перевоплотился бы в Новака Джоковича – и обе свои встречи в дебютном матче Кубка Дэвиса выиграл бы со счетом 6:0, 6:0, 6:0.
Люди добрые, неужели вы всерьез верите во все эти чудеса?!
Руководителю Федерации тенниса России часто ставят в вину создание системы, при которой хорошие игроки у нас появляются не "благодаря", а "вопреки". На первый взгляд упрек справедлив – дела в российском теннисе сейчас по большому счету обстоят именно так. Но разве не ясно, что все это – отнюдь не результат чьей-либо подрывной деятельности, а следствие общей ситуации в нашем спорте?
Тарпищев давно не министр, способный влиять на стратегические вопросы. Конечно, его влияние по-прежнему велико, но по большому счету сейчас он всего лишь теннисный профессионал высочайшей квалификации, живущий по тем писаным и неписаным правилам, которые существуют в этой стране.
Согласно этим правилам обеспечить финансирование своих проектов россий-ский спортивный профессионал может лишь при одном условии – когда существует взаимная заинтересованность со стороны государства. В последние несколько месяцев тут вроде бы наметились определенные сдвиги, но слишком уж много времени было упущено.
Вывод прост: нам придется запастись терпением. Судя по всему, прежде чем российский теннис преодолеет период стагнации и вернется на утраченные рубежи, пройдут годы.