КУБОК ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЯ - ФРАНЦИЯ
В спорткомплексе "Олимпийский" продолжаются тренировки сборных России и Франции, которые завтра и в воскресенье встретятся в рамках четвертьфинала Кубка федерации. Вчера интервью корреспонденту "СЭ" дал Томас Хогстедт - 47-летний шведский тренер экс-первой ракетки мира и первого номера российской сборной Марии Шараповой.
- Если не секрет, долго ли вы думали, прежде чем приняли приглашение поработать с Марией?
- На самом деле вопрос не в том, сколько времени мне на это потребовалось. Просто прежде я был занят - тренировал Ли На из Китая, а вот когда закончил работать с ней, то полностью переключился на сотрудничество с Шараповой. Это для меня большая честь, и я сделаю все, чтобы Мария вернулась на лидирующие позиции. Мы будем двигаться вперед постепенно - шаг за шагом.
- Учить русский язык еще не начали?
- Пока знаю лишь "спасибо" и еще несколько слов. Наверное, мне действительно надо сесть за учебники. (Улыбается).
- Что вы о Шараповой думали, когда еще не были знакомы с ней и наблюдали за игрой Марии со стороны?
- Она - настоящий чемпион, и мне всегда нравилось, как она играет. Безусловно, есть вещи, над которыми нужно работать, и мы оба это понимаем. Впрочем, пока я съездил с Марией лишь на один турнир...
- Когда вы приступили к работе с Шараповой, уже знали, что ее многолетний тренер Майкл Джойс вскоре покинет команду Марии?
- Решение об уходе Майкла принимал не я. Лично меня все устраивало. Больше на эту тему мне сказать нечего.
- Над чем в первую очередь вы стали с Шараповой работать?
- Чтобы вернуться на лидирующие позиции, надо улучшить все компоненты игры. Как бы банально это ни звучало, дело не в каком-то одном ударе.
- А какую задачу ставите перед собой как тренер?
- Важны, конечно, и позиция в рейтинге, и победы на турнирах "Большого шлема". А если в общем, то моя цель - вновь сделать Марию чемпионом, надеюсь, что мы вместе этого добьемся. Вижу, с каким желанием работает Шарапова, и уверен, что ей многое по плечу. А уж произойдет это вместе со мной или нет - увидим. В любом случае я получаю большое удовольствие от нашего сотрудничества.
- Наверное, сейчас вы испытываете сильное психологическое давление?
- Я испытывал его всегда - с кем бы ни работал. Впрочем, то же самое было, когда сам играл. Мне это даже нравится.
- В расписании Шараповой в феврале стоит три турнира. Не многовато?
- В последние пару лет она сыграла не так много матчей, как ей хотелось. Впрочем, сейчас мы сконцентрированы только на Кубке федерации. И лишь после выступления в Москве будем решать, куда нам дальше ехать. Так что совсем необязательно, что мы сыграем все те турниры, которые стоят в расписании.
- Многих волнует физическое состояние Шараповой.
- Сейчас все в порядке, но, повторю, мы работаем с ней еще не так долго. О подобных вещах лучше говорить через полгода или год сотрудничества. Пищи для размышлений будет больше, а пока мне многое в новинку.
- И все-таки - в чем на данный момент главная проблема Марии? В психологии или в физическом состоянии?
- Ни в том ни в другом. Она долго была травмирована, а для любого теннисиста это непростая ситуация. Возвращаться всегда тяжело, но Шарапова отлично мотивирована, и она вернется на былой уровень.
- Во время тренировок с Шараповой вы используете уже проверенные годами упражнения или придумали для нее что-то особенное?
- Я комбинирую. То есть использую то, что, на мой взгляд, подходит под стиль ее игры. Конечно, у меня есть проверенные временем упражнения, однако не стоит забывать, что в нашей связке босс - именно Шарапова, и надо отталкиваться от ее состояния. От того, что именно ей комфортно.
- В рамках подготовки к матчу Кубка федерации ваша роль как-то меняется?
- Нет, никаких отличий. Все как обычно: игроки тренируются, тренеры советуют. Атмосфера очень хорошая, я с уважением отношусь к каждому, кто здесь присутствует. Многих знаю давно - по работе в WTA Tour. Так что никаких проблем.
- Томас, вы ведь далеко не в первый раз в Москве...
- Да, бывал здесь неоднократно. Еще действующим игроком выступал на первом "Кубке Кремля" (в 1990 году. - Прим. "СЭ"), а потом приезжал в качестве тренера немцев Николаса Кифера и Томми Хааса, а также Ли На.
- Тем не менее, когда следишь за вами со стороны, кажется, что вы по-прежнему удивляетесь габаритам "Олимпийского".
- Помню еще те времена, когда центральный корт находился в другом углу стадиона... Фантастическое сооружение, я столько раз здесь был - и всегда поражаюсь заново.
- А кто ваш любимый российский теннисист?
- Пожалуй, назову Кафельникова и Сафина, это великие игроки. Евгения, кстати, я однажды победил, когда он был совсем молодым и только начинал свою карьеру, а недавно встретил его на Открытом чемпионате Австралии. Сафин же, когда выступал, очень часто тренировался с Хаасом. Еще у меня очень хорошие отношения с Настей Мыскиной - она играла у нас на турнире в Стокгольме. Вам повезло, что все они теперь работают на благо российского тенниса.
- Кто, на ваш взгляд, сейчас является явным лидером среди женщин?
- Лучше всех играет бельгийка Ким Клийстерс, но вскоре ситуация, вполне вероятно, изменится. Уровень игры растет, уже с первых раундов матчи на крупных турнирах получаются очень тяжелыми. Ворваться в элиту может кто угодно. Надеюсь, пройдет немного времени - и Шарапова будет в лидерах.
Владас ЛАСИЦКАС