Специалист, занимающий свой пост на протяжении последних двадцати лет, внимательно следил за заокеанскими баталиями и еще по одной причине: через неделю в Иркутске нашей мужской команде предстоит встретиться с итальянцами в стыковом матче Кубка Дэвиса.
КОЛЛАПС НАСТУПАЕТ, КОГДА УСТАЕТ МОЗГ
– Нынешний розыгрыш US Open постигло небывалое количество прерванных матчей: по причинам медицинского характера с турнира снялось больше двух десятков человек. Можно говорить о закономерности?
– Конечно, все это не случайно. Я сам был в Нью-Йорке перед началом турнира, погода там была тяжелой: жарко, очень влажно и безветренно. В такой ситуации организм вынужден тратить часть энергии на то, чтобы охладить тело. Естественно, это сказывается на функциональных способностях игроков.
– На Australian Open жара еще сильнее. Но там такого количества отказов нет.
– В Австралии климат более сухой, там такой влажности не бывает. Даже жара в 40 градусов переносится легче. Кроме того, не забывайте: сейчас сезон уже подходит к концу, силы у всех на исходе. Это тоже влияет на общее состояние игроков.
– Какой генетический тип легче переносит такую погоду?
– Понятно, что выходцам из Юго-Восточной Азии или экваториальных стран выступать в таких условиях легче, чем европейцам и североамериканцам. Как и то, что теннисистам с большой мышечной массой приходится сложнее, чем сухим, поджарым игрокам. Но делать какой-то общий вывод в этом вопросе я бы не стал. Слишком уж много факторов пересекается: возраст, уровень подготовки, сроки акклиматизации.
– Последней жертвой климатических условий стала чешка Квитова. Она хоть и доиграла с итальянкой Пенеттой до конца, но к середине матча начала страдать от нарушения координации.
– Любые ошибки в теннисе имеют закономерность. Они появляются обычно во второй половине игры и говорят об усталости. Не обязательно физической, речь может идти и о перенапряжении нервной системы. Начинается декомпенсация организма. В дело идут морально-волевые качества, но ведь и они не бесконечны. Раз у Квитовой нарушилась координация, значит – наступил край ее возможностей.
– Физическая усталость в первую очередь влияет на мышцы или воздействует на импульсы головного мозга?
– Всем руководит голова. Не только осознанными действиями и поступками человека, а всей работой его тела. Поэтому усталость центральной нервной системы более значима, чем усталость мышц. Если тело выдохлось, однако голова еще работает, спортсмен способен функционировать, и достаточно долго. Но когда устает мозг, наступает коллапс.
СЛАБОЕ МЕСТО УИЛЬЯМС-МЛАДШЕЙ
– Вы говорили, что поджарым теннисистам легче выступать на US Open. Почему же тогда большая и тяжелая Серена Уильямс превосходно чувствовала себя в Нью-Йорке?
– Никакого противоречия тут нет. Я давно слежу за Сереной и знаю, как она двигается. В Париже на "Ролан Гаррос" она сделала глубокий присед, а встать не смогла.
– О чем это говорит?
– О том, что физически она готова не очень хорошо – несмотря на свою визуально развитую мускулатуру. А выносливость у нее и вовсе слабая. Если бы соперницы разложили по полочкам все плюсы и минусы американки, искать противоядие им было бы гораздо легче. Заставьте Серену пробежать от одного края корта до другого пять-семь раз за розыгрыш, и она перестанет серьезно сопротивляться. Однако сила Уильямс в том, что она превосходно читает игру соперницы: это позволяет ей занять нужное место на корте для обороны и атаки. Потому-то события в основном и развиваются под ее диктовку.
– Внешние факторы могут повлиять на исход ожидаемой всеми встречи фаворитов мужской части турнира – Роджера Федерера и Новака Джоковича?
– Не думаю, что погодные условия будут играть серьезную роль. Мы сейчас говорим о двух превосходных игроках, великолепно обученных технически и тактически. Скорее, судьбу поединка могут решить субъективные аспекты – дополнительная мотивация или везение. Зачастую именно они определяют исход встречи между двумя примерно равными по силам соперниками.
– Федерер старше своего конкурента, однако и Джокович восстанавливается не очень быстро. В детстве у него была операция на горле, последствия которой сказываются до сих пор.
– Тогда нужно рассматривать и целый ряд других факторов: кто как спал, с каким аппетитом позавтракал. Мы же не знаем этих нюансов, не имеем лабораторных данных. Можем ориентироваться только на визуальные впечатления: как выглядят теннисисты, как проводят свои матчи. Поэтому все рассуждения будут гаданием на кофейной гуще.
СРАЖАЕМСЯ С ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
– Перейдем к вашим подопечным из мужской сборной России, которые готовятся к матчу Кубка Дэвиса. В каком состоянии они находятся?
– Пока все в порядке. Когда прилетим на место матча, можно будет сказать больше.
– Все представители команды только что вернулись из США, сменив несколько часовых поясов и климатические условия. Это сказывается на их самочувствии?
– Естественно, это большой напряг. За несколько дней игроки должны совершить перелет по маршруту: Нью-Йорк – Москва – Иркутск. Обычного-то человека такое путешествие может надолго выбить из колеи. А тут речь идет об уставших спортсменах, которые за сезон наездили уже многие сотни тысяч километров.
– Простуда из-за резкой смены климата игрокам не грозит?
– Тут большое значение имеет степень напряжения теннисиста. Если она не запредельная, организм должен с ней справиться. Хотя возбудителем простудных заболеваний обычно бывает вирусная инфекция. В самолете, аэропорту, гостинице подхватить ее – легче легкого. Естественно, мы держим в голове эту угрозу и применяем превентивные меры, пользуясь современными методами медицины.
– Каким образом вы восстанавливали теннисистов в те несколько дней, что они находились в вашем распоряжении?
– О какой-то системной реабилитации говорить трудно. Особенно в условиях Москвы, когда игроки живут в разных концах города. Надо понимать, что они только-только вернулись с американского турне, у каждого накопилась масса дел. Сейчас важно было, чтобы ребята отдохнули, побыли в домашних условиях, хорошо выспались. Основные реабилитационные мероприятия пройдут в Иркутске, когда мы соберемся все вместе.
– Первая ракетка страны Теймураз Габашвили вернулся из США значительно позже коллег, только в среду. С ним будет больше всего хлопот?
– Я еще не разговаривал с Тимуром. Пообщаемся с ним, потом наступит ясность. Обычно Габашвили звонит, если у него появляются какие-то проблемы. Сейчас сигналов не было – значит, необходимости во мне не возникало.
– Когда сборная вылетает в Иркутск?
– Команда будет добираться до места проведения матча частями. Кто-то вылетел уже в четверг, кто-то – в последующие несколько дней.