Непогода в Нью-Йорке заставила перенести с четверга на пятницу полуфиналы в женском одиночном разряде и напомнила о том, серьезные соревнования сегодня не могут позволить себе зависеть от того, пойдет или не пойдет дождик и разбегутся ли тучки. Для организаторов турниров и обладателей телевизионных прав на эти соревнования любые серьезные колебания в расписании – это огромные финансовые и репутационные потери. Поэтому спортивные руководители готовы идти на любые затраты и переступать через любые традиции ради того, чтобы сбоев, подобных тому, что случился 10 сентября на US Open, больше не происходило.
Есть устойчивое мнение, что больше всех от капризов погоды в теннисе обычно достается организаторам Открытого чемпионата Австралии (из-за жары) и Уимблдона (из-за знаменитых английских дождей). Но в действительности самыми уязвимым в этом плане является Открытый чемпионат США. Начало сентября – это то время года, когда на восточное побережье Северной Америки обрушиваются различные ураганы, и часть дождей, которые они приносят, неизменно достается Нью-Йорку.
В течение пяти лет подряд – с 2008 по 2012 годы – на US Open из-за непогоды мужские финалы приходилось переносить с воскресенья на понедельник. Это уникальный случай в истории тенниса. В конце концов, для того, чтобы оставить больше маневра для переносов, решающий матч мужской сетки сразу стали планировать на 15-й день турнира, и только в нынешнем году было решено отказаться от подобной практики. Но никто не может гарантировать, что открытый чемпионат США и сейчас снова не затянется до начала следующей недели.
Тем удивительнее, что американцы при всех своих финансовых возможностях столько времени тянули со строительством раздвижной крыши над главным кортом Артура Эша. Долгое время руководители Американской теннисной ассоциации уверяли, что подобный проект неосуществим из-за особенностей конструкции стадиона и ее большой вместимости (23 тысяч зрителей). Но в итоге им все-таки пришлось изыскать более 500 миллионов долларов на реконструкцию теннисного центра в парке "Флэшинг мидоуз". И в следующем году главный корт US Open все-таки получит раздвижную крышу – через семь лет после Центрального корта Уимблдона и через 28 лет после Род Лейвер Арены на Открытом чемпионате Австралии, первого подобного сооружения на турнирах "Большого шлема".
Австралийцы первыми поняли, что высокая стоимость раздвижной крыши сполна компенсируется в тех случаях, когда проведению соревнований топ-уровня мешают дождь или жара. Сейчас в Мельбурн-парке, который принимает Australian Open, есть уже три стадиона с такими конструкциями – помимо главной Род Лейвер Арены раздвижную крышу имеют Арена Маргарет Корт и HiSense Arena. Аналогичным чудом инженерной мысли оборудован теннисный центр Мансанарес в Мадриде, центральный корт Ротенбаум в Гамбурге, Gerry Weber Stadium в Галле, а также Национальный теннисный центр в Пекине и некоторые другие стадионы. То есть сейчас раздвижная крыша на кортах – это не чудо, а насущная необходимость.
После того, как в 2016 году прикрытие от дождя появится у главной арены US Open, останется только один турнир "Большого шлема", не обладающий подобными возможностями – "Ролан Гаррос". Неспешность французов вызвана не только тем, что они реже своих коллег страдают от дождей, но и многочисленными проектами переезда этого турнира с насиженного места в более далекие и просторные предместья Парижа. Впрочем, от переезда пока вроде бы решено отказаться, и проект раздвижной крыши появился и на "Ролан Гаррос". Другое дело, что в ближайшие пару лет он точно реализован не будет.
Возникает законный вопрос – зачем городить огород раздвижными крышами? Не проще ли сразу проводить большие теннисные турниры на крытых аренах. Ведь сегодня никого не удивишь даже крытыми 30-тысячниками, что по меркам тенниса запредельно большая вместимость. Но проблема в том, что в теннисе огромное значение имеют традиции – не случайно французы так вцепились в "Ролан Гаррос", несмотря на то, что у них почти нет возможности развивать инфраструктуру на этом небольшом пятачке земли у Булонского леса. Кроме того, на турнирах "Большого шлема" одновременно бывают задействованы 15-17 кортов. Навряд ли где-то в мире есть место, где в непосредственной близости собрано такое количество крытых площадок.
И, наконец, на Уимблдоне свежий воздух и солнце необходимы травяным кортам, которые невозможно вырастить в закрытом помещении. Да и на US Open и открытом чемпионате Австралии, где используется искусственные покрытия для кортов, все настолько привыкли к матчам на свежем воздухе, что если сейчас всех игроков вдруг загнать под крышу на постоянной основе (а не на несколько часов, когда идет дождь), то мы получим совершенно другие турниры. Да, ветер и солнце больше не будут мешать подачам, а птички перестанут какать теннисистам на головы, но может исчезнуть неповторимый дух соревнований – самое ценное, что есть сегодня на "Большом шлеме".