Первая ракетка мира Рафаэль Надаль назвал 2010 год лучшим в своей карьере, и вряд ли найдется много желающих с ним поспорить. Корреспондент "СЭ Интернет" вспомнила, какими были для испанца эти 12 месяцев и как он сам и его близкие оценивали происходившее.
ЯНВАРЬ
Если бы ближе к концу зимы кто-то сказал, что Рафаэль Надаль Парера, 24 лет от роду, закончит сезон в ранге лучшего теннисиста мира 2010 года, а по мнению Пита Сампраса, Бориса Беккера и ряда других авторитетных персон, высказывавшихся на эту тему, и не только 2010-го, сам он бы, наверное, не поверил. В лучшем случае улыбнулся бы и выдал свое вечное: "Первая строчка рейтинга не является моей целью". Впрочем, начиналось все в рабочем порядке. Хорошо, по собственным оценкам, проведенная подготовка, финал на турнире Qatar Exxon Mobil Open, декларируемые заявления провести Australian Open на высочайшем уровне… А потом – четвертьфинальный матч с Энди Маррэем и новая травма правого колена. Вроде бы это был не прежний тендинит, из-за которого теннисист пропустил около двух месяцев в сезоне-2009, а небольшой разрыв задней части коленного сустава. Говорят, что проблемы с коленями начались у Надаля еще в 2005 году. Тогда он форсировал процесс восстановления ради участия в турнире серии "Мастерс" в Мадриде, и в результате травма стала хронической.
Сам испанец, по крайней мере публично, унынию не поддавался - в его блоге все записи, касающиеся щекотливого вопроса, – это обещания в ближайшее время вернуться к тренировкам.
"Я нормально себя чувствую и думаю только о том, чтобы восстановление прошло хорошо. Моя основная цель - быть здоровым и готовым соревноваться вновь. Потеря очков и места в рейтинге меня не очень волнует, это нормально, если ты не можешь выходить на корт", - подчеркнул Надаль, комментируя результаты медобследования и отказ выступить в Роттердаме.
Чуть более откровенным был его дядя и тренер Тони: "В начале Рафа очень переживал. Он ведь видел, что играет хорошо. Но сняться с турнира из-за травмы – это хуже, чем проиграть", - пояснил Надаль-старший.
ФЕВРАЛЬ
Едва ли не самый мрачный месяц года прошел для поклонников Надаля под знаком неопределенности. Переместившегося на четвертую строчку рейтинга теннисиста в одной из статей сравнивали с гладиатором Максимусом из одноименного фильма Ридли Скотта. Оскароносная картина на самом деле является любимым фильмом Рафы, однако вряд ли выбор не самого счастливого персонажа Рассела Кроу объясняется только этим.
Впрочем, сам теннисист вольно или невольно заставил вспомнить другого киногероя, который в огне не горел, в воде не тонул, да и закончил куда лучше Максимуса. "15 февраля. Мой первый тренировочный день. I'll be back!" - гласит запись на страничке испанца в Facebook.
МАРТ
В середине марта Надаль вернулся в Тур и дошел до полуфиналов на турнирах серии "Мастерс" в Индиан-Уэллсе и Майами. И хотя американскую серию сам теннисист признает в целом успешной, на первом плане по-прежнему не его теннис. Неожиданно для многих испанец признался в уязвимости не столько физической, сколько психологической, чего, положа руку на сердце, многие от него не то что не ожидали, но вообще сомневались, возможно ли такое.
"Без уверенности в своих силах и здоровье будет сложно выступать на высоком уровне. Я знаю, что должен прогрессировать, играть напряженные матчи. Но я могу делать это, только когда знаю, что со мной ничего не случится, если придется действовать на пределе возможностей. Подсознательно я начал бояться. Когда вы думаете о таких вещах, то сражаетесь не с соперником, а с собой. И это здорово вредит вам", - подчеркнул Надаль накануне старта грунтового сезона. Тема его здоровья еще некоторое время останется основной в его интервью, и окончательно убрать ее с полос испанских спортивных изданий окажется не в силах ни одна из впечатляющих побед, одержанных теннисистом по ходу сезона.
АПРЕЛЬ
Эту главу можно было бы смело назвать "Перелом". В преддверии турнира в Монте-Карло в интервью Marca Надаль заметно осторожничал: "Вернуться на вторую позицию рейтинга или бороться за звание первой ракетки в данный момент не является моей целью. По крайней мере, до Открытого чемпионата Франции. Учитывая недавние проблемы со здоровьем, это слишком сложная задача. Так что я надеюсь просто хорошо провести грунтовый сезон". По ходу первого грунтового "Мастерса" сезона-2010 испанец был доволен своей игрой и физической формой, не жаловался на здоровье. А с психологическим грузом, по его словам, во многом помог справиться визит на родную Мальорку. Результат – первый одиночный титул за 11 месяцев.
Совсем недавно, подводя итоги сезона, Надаль сказал: "Когда я выиграл турнир в Монте-Карло, все стало гораздо легче: ушли давление, тревога, и я начал показывать действительно хороший теннис".
При этом Надаль показывал, что расхаживать по граблям не намерен в принципе. Уроки прошлых лет не прошли даром – пояснив, что "после Монте-Карло тело требует отдыха", теннисист взял перерыв, отказался от защиты титула в Барселоне и снова на несколько дней отправился за эмоциональной подпиткой на родной остров.
МАЙ - ИЮНЬ
В мае с киногероями с трагической судьбой Надаля уже не сравнивали. В ходу выражения вроде "ренессанс Надаля". Начатую на Лазурном берегу серию рекордов этого года продолжили еще два титула – в Риме и Мадриде. Надаль – первый, кто выиграл все три грунтовых "Мастерса" за сезон. Стоит ли говорить, что сам он "очень счастлив", "даже не мечтал" и тому подобное. Впереди – главная цель, которая, по мнению многих, была нужна Рафаэлю едва ли не больше всего остального. "Для меня Roland Garros начался задолго до конца мая, - признался Надаль вскоре после старта Открытого чемпионата Франции. - Моя последняя победа над Федерером в Мадриде, как и другие успехи, добавляют уверенности. Но все равно нужно будет показывать свой лучший теннис и ждать, что у Роджера будет неудачный день".
Видимо, чтобы окончательно забыть о не самом радужном начале года, теннисист раз и навсегда закрыл тему собственного здоровья. Рассказывать об этом будут журналисты, врачи, даже Тони Надаль, но не сам Рафа. "Мне не нравится особенно распространяться о своих проблемах с коленями. Теперь, если что-то плохое и будет иметь место, мои противники этого не узнают. В любом случае, невозможно быть уставшим накануне Открытого чемпионата Франции", - отрезал он накануне Roland Garros.
Roland Garros-2010, если и начался для испанца намного раньше, но закончился он точно по расписанию – 6 июня, когда он в пятый раз поднял над головой заветный Кубок мушкетеров, вместе с которым он год спустя вернул себе звание первой ракетки мира. "Думаю, это одна из самых важных побед в моей карьере. После Открытого чемпионата Франции прошлый год сложился для меня очень непросто, и я много работал для того, чтобы стоять сейчас здесь. По ходу всего турнира я сильно нервничал, поскольку знал, что готов выигрывать здесь снова и видел, что шанс у меня есть. Самой позитивной вещью в финале оказалось то, что я был к нему готов, смог сыграть спокойно и получать удовольствие от тенниса", - признался Надал на церемонии награждения.
"Слезы моего племянника в этот день были слезами счастья, удовлетворения от того, чего он достиг после такого непростого года, когда ему пришлось выучить много важных вещей", - добавил Тони Надаль.
После победы в Париже теннисист и его команда переехали в Великобританию, где начали подготовку к Уимблдону. В матче третьего круга AEGON Championships с Денисом Истоминым испанец травмировал ногу, вышел на одиночный четвертьфинал с соотечественником Фелисиано Лопесом, но затем снялся с парного турнира, сославшись на растяжение двуглавой мышцы бедра, и уехал на Мальорку. "Сейчас я готов вернуться домой и насладиться общением с семьей. Здорово немного побыть на Мальорке, поужинать с друзьями и сыграть в гольф. Эти вещи должны помочь мне приехать на Уимблдон с хорошей мотивацией", - заявил Надаль после матча с Лопесом.
Уже по ходу третьего в сезоне турнира "Большого шлема" Надалю пришлось прибегнуть к экстренной помощи. Врач Рафаэля и испанской теннисной федерации Анхель Руис Которро снова говорил про колени, но мезотерапия (весьма болезненные витаминные инъекции в суставы) помогает – и 4 июля Надаль становится первым испанцем, дважды выигравшим самый престижный травяной турнир.
"Успешно выступать на травяном покрытии всегда было моей мечтой. Играть на Уимблдоне – важная цель в моей жизни. Так что я по-настоящему счастлив", - поделился эмоциями теннисист.
"Рафаэль привык играть через боль", - резюмировал его тренер.
ИЮЛЬ
Теннисист, очевидно, по медицинским причинам пропустил четвертьфинальный матч Кубка Дэвиса с Францией. После Уимблдона он скрывался от любопытных глаз на Мальорке, где в полном соответствии с данными на чемпионской пресс-конференции в Лондоне обещаниями ходил на пляж, рыбачил и, наконец, отмечал собственный 24-й день рождения, случившийся еще в начале июня. А еще подтвердил наличие у него большого сердца, согласившись, будучи преданным фанатом "Реала", войти в число акционеров терпящей бедствие футбольной "Мальорки". Помимо этого он в очередной раз прошел курс инъекций в оба колена. Эффективность этого лечения испанец проверил на левой ноге еще весной, незадолго до турнира в Риме, и тогда оно дало положительный эффект.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Окончание - в среду.