20-летний Милош Раонич стал главным открытием мужского Australian Open-2011. Выросший в Канаде уроженец черногорской Подгорицы пробился в основную сетку из квалификации, но сумел добраться до четвертого круга, обыграв Бьорна Фау, Микаэля Ллодра и Михаила Южного.
- Вы ожидали, что окажетесь здесь после этого матча? - таким был первый вопрос Раоничу на пресс-конференции после победы над российским теннисистом.
- Да. Я не списывал себя со счетов. Я знаю, что могу хорошо играть, могу достойно выступать на высоком уровне. Я догадывался, что у него больше шансов на победу, но готовился бороться за каждое очко, как бы много времени это не заняло. Не могу сказать, что я был бы шокирован, если бы не оказался в четвертом круге. Но и тем, что я туда вышел, я тоже вовсе не удивлен. Я очень много работал, теперь все сложилось вместе.
- Вы прошли квалификацию, добрались до 1/8 финала. Почему вы так хорошо играете?
- Я делаю то, что нужно делать. Раньше я на протяжении трех лет тренировался в Канаде, в Монреале. Там была очень приятная атмосфера. Она помогала мне прогрессировать и прибавлять в игре. Последние три месяца я провел в Барселоне. Там тоже есть все условия для моего дальнейшего развития, а также для повышения моей конкурентоспособности. А еще я вроде как нашел свою игру. Я делаю то, что хорошо умею делать, играю в свою игру. Мой стиль - это давить на соперников, и я чувствую, что у меня хорошо получается. Это приносит свои плоды в виде результатов.
- В Барселоне много красивых девушек…
- Моя девушка ждет меня дома.
- Какие ожидания вы связывали с этим турниром?
- Не такие уж и большие. Ведь для начала мне предстояло три тяжелых матча квалификации. Так что шел от игры к игре. Я очень хотел попасть в основную сетку, а потом смотрел только на ближайшего соперника. Но я знал, что у меня есть шанс. Понимал, что если я буду бороться, буду делать правильные вещи, играть так же, как на тренировках, использовать свои сильные стороны, то все будет хорошо.
- Тяжело это - играть на таком высоком уровне, на котором раньше никогда не был?
- Естественно, завершать матчи гораздо тяжелее. Но у меня уже есть некоторый опыт выступлений на высшем уровне. Полтора года назад у меня были матчболы против Фернандо Гонсалеса на "Мастерсе" в Монреале. Это был, наверное, мой самый хороший результат до сего момента. Возможно, тогда я показывал свой лучший теннис.
Но я много тренировался. Перед Australian Open даже сыграл разминочный турнир - показательный в Испании. Я добрался до тай-брейка в третьем сете в полноценном матче с Николасом Альмагро. Так что я знал, что все делаю правильно. Я хорошо играл на тренировках. Нужно было только начать воплощать все это в официальных матчах. Чем чаще, тем лучше. Я знал, что результаты придут. Это и произошло.
Очень приятно проявить себя именно на турнире "Большого шлема", потому что здесь сложнее обыграть сильнейших теннисистов, особенно в пятисетовых матчах, когда знаешь, что даже после 0:2 они могут отыграться. Это что-то невероятное.
- Во время матчей вы очень спокойны. Мне говорили, что вы не всегда так вели себя на корте. Это сознательная перемена?
- Да. Я очень много обсуждал это со своими тренерами, особенно с моим нынешним наставником Гало Бланко. Мы часто садились и говорили об этом по душам. Возможно, именно по этой причине я не проиграл в последнем круге квалификации (Раонич победил словака Андрея Мартина со счетом 4:6, 7:6, 6:2. - Прим. "СЭ"). Я смог переломить ход борьбы.
- Сложно подавлять свои эмоции?
- Нет, потому что я не злюсь. В этом все дело. Я не прячу эмоции. Я просто не сержусь. Я все вижу яснее, могу лучше проводить важные розыгрыши вместо того, чтобы наносить какие-то случайные удары. Я могу просчитывать удар за ударом, понимать, что я хочу сделать, диктовать свои условия.
- Что вы знаете о Черногории? Вам доводилось там бывать?
- Да, стараюсь ездить каждый год. Мы переехали в Канаду в 1994 году, мои брат и сестра закончили там школу, но сестра училась в университете в Черногории, потом несколько лет работала в Канаде, вернулась обратно и вышла там замуж. Мой брат уехал в Черногорию в 2008-м. Мои бабушки и дедушки тоже там. Практически вся семья, кроме родителей. У меня со всеми довольно близкие отношения. Мне нравится бывать в Черногории. Но езжу я туда исключительно на каникулы - отдыхать и общаться с семьей, никакого тенниса.
- Можете рассказать о своих родителях?
- Они работают в Канаде, оба инженеры. Им там нравится. Но я не знаю, что они собираются делать в будущем.
- В чем вы черногорец, а в чем канадец?
- Я родился в Черногории. Когда был помоложе, был очень ленивым. Так говорят о черногорцах. Еще говорят, что они умные, а я хорошо учился в школе. Это хорошая черта (улыбается).
В Канаде я многому научился. В теннисном плане мне, конечно, здорово повезло. Именно поэтому я сейчас здесь. Федерация тенниса Канады всячески поддерживала меня. Кроме того, я многое узнал о различных культурах. Это помогло мне лучше приспособиться к многочисленным поездкам по миру - в Канаде живут очень разные люди.
- Вы сказали, что вам помогает Федерация тенниса Канады. Каким образом? Они дают вам деньги?
- В 2007 году я начал заниматься в Национальном теннисном центре в Монреале. Там мне помогали финансово, два года меня тренировал нанятый федерацией специалист - француз Гийом Маркс. В 2010 году я работал с Фредериком Ниемейером, он помогал мне. Теперь я перебрался в Барселону, чтобы тренироваться у Гало Бланко, но Федерация по-прежнему помогает мне материально. Все, включая мое расписание, продумано главой Национального центра Луи Борфига. Он учитывает все: что мне нужно делать, каким должен быть следующий шаг в плане моего развития как теннисиста и тому подобное.
- Один известный канадский теннисист (Грег Руседски. - Прим. "СЭ") в итоге стал выступать за Великобританию. Но вы-то продолжите защищать честь канадского флага?
- Да.
- Насколько серьезным оружием вы считаете свою подачу?
- Самым главным. Думаю, что в плане подачи я один из лучших в Туре. Это помогает мне более свободно действовать и в геймах на приеме, потому что я знаю, что свою подачу почти наверняка удержу. Благодаря этому на меня оказывается меньше давления, и я играю более раскованно.
- Михаил Южный сказал, что та свобода, с которой вы играете, свойственна игрокам, проводящим первый год в Туре. Вы это чувствуете?
- Сегодня мне довольно быстро удалось использовать представившиеся шансы, и это очень помогло. Но я бы не сказал, что это была ни на чем не основанная расслабленность. Я не наносил случайных ударов. Все, что я делал, делал намеренно. Старался использовать то, что лучше сработает. Если я чувствовал, что у меня есть возможность что-то попробовать, немного рисковал. Но я не согласен с тем, что я просто отправлял мяч в свободный полет, не имея понятия о том, куда он полетит.
- Вы знали, что для Южного вы незнакомец?
- Да. Это нормально. Когда появляется новый игрок, о нем не так много знают. Я же довольно много смотрел по телевизору, как играют другие. И это дает мне определенное преимущество.
- Когда вы повели в счете, у вас появлялись мысли вроде "Вау! Я одной ногой в четвертом круге турнира "Большого шлема"?
- Такие мысли мне в голову не приходили. Может быть, только один раз, когда я присел отдохнуть по окончании второго сета. Больше ничего подобного не было. Единственный человек, которого я высматривал за пределами корта, это мой тренер. В остальном я словно оставался в вакуумном пространстве и концентрировался на том, что я должен делать. А вот по окончании матча было очень приятно подумать о выходе в четвертый раунд. Хотя осознание пришло не сразу. Сначала я порадовался тому, как обыграл игрока первой десятки. Чтобы победить сегодня, мне нужно было играть невероятно хорошо, и я счастлив, что мне это удалось.
- Что вам больше всего понравилось в собственной игре?
- То, что я оставался собранным. Даже когда во втором и третьем сете я много проигрывал свою подачу, у меня все получалось. Я почти не терял концентрацию, все время оставался в игре, выдерживал уровень, необходимый для того, чтобы победить игрока Top-10. Этим я по-настоящему горжусь.
- Как вы себя чувствуете в качестве новоиспеченного игрока Top-100?
- Это было моей целью. Сегодня я подумаю об этом и забуду. Завтра пойду на тренировку и буду работать столько, сколько нужно, буду восстанавливаться, делать то, что должен, чтобы подготовиться к понедельничному матчу четвертого круга.
- Вы готовы сыграть на одном из главных кортов?
- Было бы здорово. Если честно, я этого очень жду. Мне нравится играть на больших кортах. Я хочу испытать это на себе. Думаю, будет весело.
- Какую реакцию вызвали ваши успехи в Торнхилле, городе, где вы живете? Как воспринимают ваши результаты родители и девушка?
- Все меня очень поддерживают. Думаю, что сегодня мой матч впервые транслировали полностью - от начала до конца - на главном спортивном канале. Так что все мои близкие могли его увидеть. Я получил много сообщений и поздравлений. Особенно от родителей и девушки, а еще от тех, кто действительно за меня переживает. Все это очень приятно.
- А в Черногории за вами следят?
- Да, там у меня довольно большая группа поддержки. Мой дядя стал вице-президентом Черногории после того, как она отделилась от Сербии. Так что я в этой стране довольно популярен, особенно после того, как обыграл Джоковича и Надаля в паре на "Мастерсе" в Канаде. Меня там чаще узнают, обо мне пишут в газетах, рассказывают в телевизионных новостях.
- Вы ведь играли с Надалем в Токио. Какие впечатления оставила та встреча?
- Я старался использовать ее по максимуму в своих целях. Я провел хороший матч, и он стал для меня средством достижения цели. Это было очень важно для моего развития, потому что я понял, над чем мне нужно работать. Та игра придала мне огромную мотивацию и заложила основу той работе, которую я проделал в межсезонье. Благодаря всему этому я смог выйти на тот уровень, на котором я сейчас.
- Вы где-нибудь учитесь?
- Да, прохожу курсы. Изучаю финансы. Решил сосредоточиться на этом. Сейчас стало тяжелее. После тяжелых матчей хочется расслабляться и отдыхать, а не сидеть за книгами.
- Кого их ведущих игроков вы хотите обыграть?
- Всех! (улыбается)
По материалам официального сайта Australian Open
подготовила Мария НИКУЛАШКИНА