Ксения Первак: "Казахские дивиденды - это человеческие отношения"

Telegram Дзен

AUSTRALIAN OPEN

Интервью "СЭ" дала Ксения Первак, нынешней зимой сменившая гражданство с российского на казахстанское.

Евгений ФЕДЯКОВ
из Мельбурна

Декабрьский переход Ксении Первак под цвета Казахстана вызвал в России, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Правда, сама 20-летняя теннисистка, которая в прошлом году поднялась в рейтинге с 97-го места на 39-е, а в нынешнем сезоне проиграла в одиночном разряде все три своих официальных матча, в том числе в понедельник - китаянке Ли На (3:6, 1:6), считает, что упреки в ее адрес несправедливы. Насколько же весомы аргументы, которые приводит Ксения, объясняя свое решение?

- Вы наверняка в курсе, что многие недовольны вашим поступком - так началась беседа с Первак. В ответ Ксения, то ли искренне, то ли умело скрывая свои истинные эмоции, рассмеялась.

- Главное, что довольна я сама. Все-таки речь идет о моей жизни и моей карьере. Да и вообще все произошло не из-за тенниса, а, скажем так, по личным причинам.

- В интернете в одной из социальных сетей смену гражданства вы якобы объяснили своим желанием выступить на Олимпиаде...

- Это была не моя страница, да и вообще ничего такого я не говорила. Дело не в Олимпиаде, я даже пока не знаю, буду или нет играть за Казахстан в Кубке федерации. (Ксения, видимо, имеет в виду розыгрыш этого года. - Прим. "СЭ".) На самом деле документы на смену гражданства я подавала довольно давно. Просто не хотелось об этом говорить.

- Тогда уточните, когда именно вы подавали документы? И, кстати, делалось ли вам предложение играть за Германию, где живет ваша семья?

- Нет, ни из Германии, ни из Словакии, где я тренируюсь, мне ничего подобного не предлагали. Я помню одно интервью, на которое вы намекаете, но о Германии я тогда ничего не говорила, имея в виду Казахстан. За него мне предложили играть еще в конце 2008 года. Тогда я еще не думала, что буду стоять в первой полусотне рейтинга и иметь возможность участвовать в Олимпиаде.

- Как вы воспринимаете критику, которая звучала в ваш адрес со стороны Федерации тенниса России?

- На самом деле я не ожидала, что про меня и мою семью будут говорить подобные вещи. Это, безусловно, неприятно. Что я могу сказать? Если кто-то считает себя правым в данном вопросе - бог ему судья.

- Правда ли, что вашему отцу предложили в Казахстане некий бизнес?

- (Смеется.) И поэтому я переехала? (Вздыхает.) Нет, это неправда.

- А что скажете по поводу поощрительных грантов, которые вы получали из фонда Ельцина?

- Давайте уточним, что эта премия составляет 15 000 долларов в год, причем деньги не даются просто так. Чтобы их получить, ты должен стоять в тройке лучших в Европе, то есть ездить на турниры, потратив раза в три больше. Тем не менее, я благодарна за эту помощь.

- Какие именно финансовые дивиденды вы получили от смены гражданства?

- Они заключаются в чисто человеческих отношениях. С деньгами, слава богу, у меня проблем не было. Но знаете, после того как я выиграла юниорский Открытый чемпионат Австралии (в 2009 году. - Прим. "СЭ"), то ли в новостях, то ли еще в какой-то программе одного человека попросили прокомментировать успешное выступление наших юниоров. В ответ последовало: "Да, мальчик был в четвертьфинале". Хороший комментарий, да?

- В какой именно программе и кто так сказал?

- Неважно. Но подобных историй было немало.

- Иными словами, вам в России было плохо?

- Да нет, не плохо. Я люблю свою страну... (Короткая пауза.) Точнее, страну, в которой родилась. Но, к сожалению... (Не завершая фразу, разводит руками.)

- Как вам вообще играется под казахским флагом?

- Пока непривычно слышать, когда меня представляют как представительницу Казахстана. Тем не менее, я должна сказать большое спасибо нашей федерации, которая мне очень сильно помогает, организовала сборы в Дубае. Просто здесь немного с сеткой не повезло. К тому же в конце прошлого года я болела, да и ситуация со сменой паспорта в какой-то степени отразилась на моей подготовке.

- Платье, в котором вы сегодня играли с Ли На, подбиралось под цвет государственного флага Казахстана?

- (Смеется.) Нет, мне кажется, что флаг более голубой. Но я все равно патриотка.

- Для того чтобы вам позволили играть за Казахстан в Кубке федерации, по правилам необходимо подать определенные документы в Международную федерацию тенниса по поводу своего места жительства. Сделали ли вы уже это и если да, то какие именно?

- У меня на руках казахский паспорт. Всем остальным занимается моя федерация. Кстати, о месте жительства. В курсе ли вы, что на "Кубке Кремля" с нас берут налог 30 процентов, поскольку, проводя за границей значительную часть времени на турнирах, мы не проводим в России 180 дней и соответственно не являемся ее резидентами. (Первак не уточняет, имеет ли она в виду только себя или вообще всех российских игроков. - Прим. Е. Ф.). Поэтому само собой разумеется, что и там (видимо, речь идет о Казахстане. - Прим. Е. Ф.) я жить не буду.

- Уже успели выяснить, каково в самом Казахстане отношение к тому, что национальная федерация тенниса, не имея достаточно сильных доморощенных игроков, привлекает под свой флаг представительниц других стран - в первую очередь России?

- В конце прошлого года я была в Казахстане около месяца. Мне кажется, что там все всем нравится. В конце концов, раньше мы были одной страной - СССР. И второй язык там русский.

- В заключение вопрос о ваших целях на нынешний сезон. Ведь задачи, которые вы ставили себе в прошлом сезоне, надо полагать, выполнены?

- Совершенно верно. А сейчас главная задача, которая стоит передо мной, - оставаться здоровой. (После паузы.) И место в числе 25 лучших.