В преддверии четвертьфинала Кубка федерации Россия - Испания, который состоится 4 - 5 февраля в столичном спорткомплексе "Олимпийский", интервью корреспонденту "СЭ" дал личный тренер 3-й ракетки мира Марии Шараповой
- Вы работаете с Шараповой чуть больше года. Удовлетворены тем, чего вам вместе удалось достичь?
- Мой ответ: да. Потому что за этот период Маша продемонстрировала всем, в том числе и мне, что по духу она - настоящий чемпион. Если бы не неприятная травма лодыжки, которую Шарапова получила в сентябре, она, уверен, закончила бы год в звании первой ракетки мира. При этом Мария остается теннисисткой, с которой приятно работать. Мне как тренеру лестно, что она прислушивается к моим советам. Вижу, что Шарапова прибавляет во всех компонентах игры, и надеюсь, это только начало нашего совместного пути наверх.
- А что для вас как для тренера было основной задачей, когда вы начали работать с ней?
- Формулировалась эта задача просто: вернуть Марии ту игру, которая помогла бы ей сражаться с лидерами и вновь подняла бы на вершину рейтинга.
- Что в таком случае мешало Шараповой раньше?
- Травмы и - как следствие - определенный спад в игре.
- Судя по тому, что Мария вышла в финал недавнего Australian Open, этот спад удалось преодолеть...
- Вы правы, но тем не менее игра Маши в Мельбурне стала для всей нашей команды сюрпризом. Все-таки с момента травмы лодыжки и до января она не провела ни одного матча полностью здоровой. Так что, отправляясь в Мельбурн, мы о финале даже и не мечтали.
- А в каком компоненте игры Шарапова прибавила именно под вашим руководством?
- Об этом лучше спросить саму Марию. Я же отвечу на ваш вопрос так: нынешний уровень ее игры позволяет рассчитывать на то, что Шарапова сможет обыграть любую теннисистку. Маша уверена в себе, и это сказывается на ее действиях на корте. Ведь часто бывает, что игроку порой достаточно просто понимать, что он может обыграть кого угодно.
- Тогда объясните, что в последнее время происходит с Шараповой в финалах турниров "Большого шлема". И матч с Квитовой на Уимблдоне-2011, и недавний поединок с Азаренко в Мельбурне у нее откровенно не получились...
- На самом деле объяснений у меня нет. И в Лондоне, и в Мельбурне до финала Мария играла очень хорошо. И вдруг... Наверное, и у вас бывают дни, когда абсолютно ничего не выходит - как бы вы ни старались.
- Что в таком случае надо делать Шараповой?
- С одной стороны, постараться побыстрее забыть эти неудачи, а с другой - извлечь уроки из случившегося: это пригодится для будущих важных матчей.
- Подача Шараповой, на ваш взгляд, по-прежнему является одной из главных ее проблем?
- Мне кажется, она постепенно прогрессирует и в этом компоненте - во всяком случае, в первых кругах Australian Open-2012 подавала очень хорошо. Мы много работаем - в том числе и над подачей.
Шарапова - профессионал и прекрасно понимает: если работаешь, не жалея себя, и веришь своей команде, то результат придет. А Маша всегда верила в то, что мы делаем. Другое дело, что год назад в Мельбурне она еще не была готова продемонстрировать необходимый нам обоим результат. А затем последовал матч Кубка федерации с Францией в Москве, который сложился не очень удачно: Мария заболела. Это отразилось на ее игре в последующие несколько недель. Так что начало нашего сотрудничества получилось не самым легким.
- Не были ли вы против того, чтобы Мария вновь в феврале приехала в холодную Москву?
- Нет. Я знал, что она очень ждет этот матч и гордится, что представляет свою страну в Кубке федерации. Шарапова счастлива быть в Москве, и надеюсь, что она сыграет хорошо. Открою секрет: Маша с еще большим нетерпением ждет лета, когда, надеюсь, она сможет представлять Россию на Олимпиаде.
- А вы в Лондон на Игры-2012 в качестве ее личного тренера поедете?
- Да, собираюсь. Во всяком случае, пока план именно такой.
- Готовы назвать лучший матч Маши под вашим руководством?
- Таких игр на самом деле было достаточно много. Практически на каждом турнире есть матчи, в которых Маша показывает превосходный теннис. К примеру, в прошлом году на победном для нее турнире в Цинциннати были хорошие поединки против Светланы Кузнецовой и австралийки Саманты Стосур. Мы уже говорили об Australian Open-2012, так вот на этом турнире я выделил бы встречу против чешки Петры Квитовой. Кстати, в Мельбурне мне понравилось большинство матчей Шараповой - за исключением поединка с немкой Сабине Лисицки и, естественно, финала с Викторией Азаренко.
- Во время этого финала не приходила мысль: сегодня я могу потерять работу?
- Нет, я такими категориями не мыслю. Может быть, потому, что работаю в профессиональном теннисе на протяжении 32 лет с абсолютно разными игроками и пока меня никто не увольнял.
- А не приходило ли в голову другое - что вы как тренер оба финала турниров "Большого шлема" своим коллегам, наставникам Квитовой и Азаренко, проиграли?
- И такими категориями не мыслю. Понимаете, не я выигрываю или проигрываю на корте. Даже когда Мария побеждает в матче или на турнире, я не считаю это своим успехом - это ее достижение. Моя задача как тренера - подготовить спортсмена к игре так, как я умею, дать ему все, что я знаю.
- Хорошо, а что тогда нужно сделать Шараповой, для того чтобы она превосходила Квитову и Азаренко, не уступающих ей в мощи?
- Мне кажется, в Мельбурне в матче против Квитовой Маша показала, что у нее уже есть все для того, чтобы регулярно обыгрывать чешскую теннисистку. В той встрече Петра действовала на высоком уровне, но Шарапова - еще лучше. Первый сет, который Мария выиграла 6:2, получился практически идеальным.
- Кстати, а как вы относитесь к критике - мол, игра Шараповой основывается лишь на мощи ее ударов?
- Каждый игрок предпочитает тот теннис, который ему подходит. Кто-то действует лишь за счет мощи, кто-то играет в умный теннис и так далее. Мы пытаемся разнообразить игру Шараповой - вспомните хотя бы, как Мария в прошлом сезоне выглядела на турнирах с грунтовым покрытием. Маша на грунте выиграла турнир в Риме и, если бы не ветер в полуфинале Roland Garros с китаянкой Ли На, то, возможно, Шарапова победила бы и в Париже. А ведь этого от нее никто не ожидал: раньше все считали, что на этом покрытии она выглядит слабо.
Мария прибавила в игре на грунте, в том числе и за счет того, что изменила стиль своей игры. Но самое важное, что она играет в тот теннис, который действительно ей подходит. Маша - теннисистка, рассчитывающая на мощь своих ударов, так почему же она должна от этого отказываться?
- Цель Шараповой по-прежнему вернуть себе звание первой ракетки мира?
- Цель - продолжать прогрессировать, и тогда все придет само собой. Возможно, у Маши есть и свои какие-то личные задачи, но я как тренер пытаюсь именно улучшить ее сильные стороны в игре, избавить от каких-то пробелов, обучить чему-то новому. Тогда столь необходимое нам всем движение вперед будет продолжаться.
Владас ЛАСИЦКАС