СОЧИ-2014
Во время зимней Олимпиады-2014 знаменитая российская теннисистка будет работать в составе сочинской бригады американской телекомпании NBC
Слава МАЛАМУД
Видимо, такова она, женская доля. Или во всяком случае доля красивых и сильных женщин – тех, которые и коня того, и избу этого, и вообще равно как спортсменки, так и комсомолки, даже если многие из вас уже и понятия не имеют, что означает одно из вышеприведенных слов ("изба" – вроде квартиры, только без туалета и соседей сверху). Трудно им делать то, чего требует отечественная поэзия. Сотворишь что-нибудь новое, интересное, даже беспрецедентное – сразу народ беспокоится и подозревает.
Вот, скажем, Мария Шарапова (у которой категории "сильная" и "красивая" слегка зашкаливают) стала первой в истории России женщиной-знаменосцем на Олимпиаде. Это, на мой взгляд, было уму непостижимо, как здорово. А то ведь еще с советских времен мы привыкли, что знамя отечества отдавать в женские руки негоже. Мало ли, что дамы с ним по дороге сделают? Авось, кинутся посуду вытирать или ушивать полотнище в талии. От них всего ожидать можно.
Но Шарапова флаг, во-первых, не уронила, во-вторых, смотрелась с ним потрясающе, а в-третьих, никто в этом не усмотрел проявления слабости державы и не вздумал на Россию немедленно напасть. Уверен, что и новая эскапада Марии – в мир спортивной американской тележурналистики – тоже завершится без жертв.
Итак, на днях российская теннисистка вошла в состав телевизионной бригады компании NBC, которая отправится в Сочи на освещение зимних Игр. И, в общем-то, я могу понять тех, кто отнесся к этой новости с подозрением. Знаменосец России – и американский корреспондент… И что будет Мария телезрителям США про Сочи рассказывать? И почему бы ей не дебютировать в журналистике для отечественной аудитории?
На первый вопрос ответила сама Шарапова и нанявшая ее телекомпания. Сочи – практически родной для теннисистки город; она жила там до шестилетнего возраста. А Россия – большая и загадочная для Америки страна. Никто в Штатах на самом деле не считает, что по улицам Сочи и других населенных пунктов ходят-бродят медведи в поисках налитой в балалайки водки (этот красивый стереотип мы себе придумали сами), но о том, что такое Сочи, тоже знают немногие. А знать надо бы, потому что Олимпиада – всегда бенефис страны-хозяйки и ее культурных особенностей. Это то, чем телекомпании забивают эфирное время в промежутках между огневыми рубежами биатлонистов и Овечкиным.
Если Солт-Лейк-Сити, Ванкувер и даже Турин американцы и так хорошо знали, то город на Черном море и Россия вообще вызывают неподдельный интерес, и присутствие местного эксперта действительно незаменимо. Пусть даже и такого "местного", как Шарапова, которая Флориду знает куда лучше. Тем не менее – язык, всемирная известность, олимпийский опыт, а уж телегеничность... Идеальный кандидат, спору нет.
Исполнительный продюсер олимпийской бригады NBC так это и сформулировал: "Мария выходит за границы спорта и является одной из самых узнаваемых звезд в мире. У нее в Сочи есть друзья и родные, и она сможет обеспечить уникальный и личный взгляд на город, который она так хорошо знает". Сама Шарапова тоже сказала, что ей не терпится поделиться богатой историей и культурой ее города с американской публикой. Что, в общем-то, отвечает и на второй вопрос – почему именно с американской. Просто потому что ей Шарапова нужнее, вот и все.
Российская аудитория про Сочи и Россию и так знает все, что требуется, а тонкости биатлона и хафпайпа ей уж как-нибудь опишут специалисты. Шарапова – то, что называется celebrity reporter, то есть репортер-знаменитость. Ее поле – околоспорт и культурный ликбез. А ее ценность – в ее собственном статусе, в ее, если хотите, бренде. При том что этот самый бренд, между прочим, раскручен именно в Америке, где у Марии все самые главные спонсоры. Как вы понимаете, делу торговой марки "Шарапова" в наибольшей степени способствует ее появление именно на телеэкранах США.
Кстати, журнал Sports Illustrated уже придумал, чем именно Марии во что бы то ни стало надо заняться в Сочи. Это, во-первых, оценка мод на церемонии открытия Игр (Мария по этой части известная дока), во-вторых, освещение слез фигуристок, в-третьих – культурно-просветительные сюжеты из серии "Забавные приключения Марии в России". Наконец, как насчет тандема Шараповой и гимнастки Насти Люкин, которая тоже будет работать в команде NBC на исторической родине?
В общем, не будем раздражаться – нет повода. Пусть Шарапова несет свой собственный имидж Родины на американские экраны. Положа руку на сердце, более привлекательных имиджей у Родины не так чтобы очень уж много.
Вашингтон
У ШАРАПОВОЙ В СОЧИ БУДЕТ МНОГО ЗВЕЗДНЫХ КОЛЛЕГ
Телекомпания NBC, купившая у МОК права на показ Олимпиады-2014 за 775 миллионов долларов и уже продавшая рекламное время в трансляциях из Сочи за 800 миллионов, везет на предстоящие зимние Игры по-настоящему звездный комментаторский состав. Коллегами Шараповой будут недавние участники олимпийских турниров по фигурному катанию Джонни Вейр, Тара Липински и Танит Белбин. Кроме того, в комментаторской бригаде – олимпийский чемпион по шорт-треку Аполло Оно.
На норвежском телевидении соревнования в Сочи будут комментировать бывшие биатлонисты и бывшие супруги Лив-Грет и Рафаэль Пуаре. А немецким телезрителям будет помогать еще одна бывшая биатлонная звезда – Магдалена Нойнер.