Капитан Мыскина

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Евгений ФЕДЯКОВ

Недавнее решение Шамиля Тарпищева передать Анастасии Мыскиной бразды правления женской теннисной сборной России, капитаном которой он был 14 лет кряду, - событие, безусловно, знаковое.

Но почему именно ей? В поисках ответа на этот вопрос я натолкнулся в своем старом репортерском блокноте на характерную цитату, датированную июнем 1997 года.

"Настя - удивительно светлый человечек. Золотая душа! Сам знаешь - эгоизм в нашем виде спорта, как правило, проявляется уже в юном возрасте. А она обязательно старается помочь, если у кого-то из девчонок что-то не так. При этом характер у Насти стойкий и самый что ни на есть спортивный. Не знаю, как сложится ее теннисная карьера, но подростки такого склада обычно идут по жизни увереннее сверстников. Потому что их кажущаяся мягкость на самом деле есть проявление внутренней силы".

Это сказал мне Константин Богородецкий - тогдашний капитан российской женской команды, случайно повстречавшийся мне неподалеку от стадиона Roland Garros.

В те дни в Париже Евгений Кафельников защищал чемпионский титул, выигранный годом ранее, а российские юниорки под присмотром Богородецкого штурмовали свои высоты - в состязаниях среди теннисисток до 18 лет. Мыскина, которой не исполнилось еще и 16, в общем-то преуспела: пройдя квалификацию, дошла до четвертьфинала, то есть выиграла шесть матчей подряд. До первого в истории российского женского тенниса одиночного титула на турнирах "Большого шлема", завоеванного ею в финале Открытого чемпионата Франции-2004, оставалось 84 месяца или около двух с половиной тысяч дней.

Сигнал о том, что миссия первопроходца предназначена ей судьбой, Настя получила еще до своей исторической победы над Еленой Дементьевой. Ведь именно Мыскина в 2003 году воплотила в жизнь мечту завсегдатаев "Олимпийского" - первой среди россиянок выиграла "Кубок Кремля", имевший тогда высшую по классификации WTA Tour категорию. Тогда как осенью 2004-го ей сначала удалось защитить московский титул, а затем - добыть два с половиной очка в первом для российской сборной победном финале Кубка федерации против сборной Франции. Спустя еще несколько недель Анастасия стала первой и единственной пока россиянкой, признанной чемпионкой мира по версии ITF.

В женском теннисе начиналась русская революция. "Теннис большой - это хорошо", - подпевали мы группе "Уматурман", радуясь одной победе за другой.

Мыскина, Шарапова, Кузнецова, Дементьева, Петрова, Сафина, Чакветадзе, Звонарева… Вперед вырывалась то одна, то другая. Щуплая, но выносливая брюнетка из Москвы с десятью личными титулами поначалу была в этой стахановской бригаде одной из главных забойщиц. Казалось, впереди ее ждет долгая и славная карьера, однако на корте Анастасии, увы, досталась спринтерская дистанция. Уже в 2007 году она, опять-таки первой среди представительниц своего звездного поколения, в 26 неполных лет завершит карьеру из-за травмы.

Поддаться депрессии? Уйти в себя? Даже на столь крутом жизненном вираже у Мыскиной не было времени на подобные глупости. Богородецкий оказался прав: благодаря своему характеру Анастасия практически мгновенно адаптировалась к новой жизни. За несколько лет работы на телевидении она успела попробовать себя даже в качестве соведущей новогоднего концерта на Васильевском спуске. Да и достижениям, которых добилась за пределами корта бельгийка Ким Клийстерс, мама двоих детей, у нас имеется более чем достойный ответ - три сына ее бывшей российской соперницы.

Порой остается лишь удивляться: и как Анастасия все успевает?! Вчера вместе со своей старшей подругой Ларисой Савченко она тренировала в Казанской академии тенниса, сегодня комментирует в Останкино, завтра отправляется на очередной турнир - помогать Екатерине Макаровой. Организация жизни - потрясающая, характер - самый что ни на есть подходящий, авторитет - на уровне. Ну а опыт - дело наживное. В общем, ничего удивительного в том, что первым капитаном сборной России после эпохи Шамиля Тарпищева стала именно Анастасия Мыскина.

И очень хочется, чтобы у нее получилось.