На вопросы "СЭ" ответила основная связующая сборной России
У нее не самая простая спортивная судьба. В сборную она впервые попала в 30 лет. Талант увидел Владимир Кузюткин. Два ее российских золота тоже небанальные. Анна побеждала с разными клубами дважды кряду, проведя при этом оба сезона в запасе. Клубное начальство в брюнетку с неизменной экстравагантной стрижкой не верило. Верили в других, покупая легионеров. В Одинцово тогда привезли украинку Жукову, в Москву из Стамбула летом 2008-го выписали игрока сборной Азербайджана Пархоменко. Обе по ходу сезона игрой не убеждали, а когда начинались финальные серии, травмировались. Золото для "Заречья" и "Динамо" добывала Матиенко – не дрогнувшая, не сфальшивившая. А потом снова села в запас. В итоге для того, чтобы стать первой связующей в клубе, она прошлым летом уехала в Череповец. В мае эта команда из суперлиги вылетела, но два ее игрока получили вызовы в сборную и подписали контракты в Краснодаре. Там, где базируется один из самых амбициозных и богатых клубов нашего волейбола. Теперь, правда, понятно: звезду из Натальи Дианской, лучшей согласно статистическим данным блокирующей нашей лиги минувшего сезона, сделала Анна Матиенко. Новая первая "связка" женской сборной России.
– В вашем профайле место рождения указан город Прохладный. Это центр проживания казаков в Кабардино-Балкарии. Объясните как из города, где нет даже намека на профессиональный волейбол, выбраться на тот уровень, где играете сегодня?
– В столице родной республики, Нальчике, когда-то была команда. Причем хорошая. Играла в первой и высшей союзных лигах. Я ее не как игрок застала, но про волейбол как профессию знала. Хотя уезжая из родного города никак не могла предположить, что волейбол бывает настолько большим. Все само постепенно сложилось, а уезжая из дома я выбирала учебу, а не спорт.
– Это правда, что в Липецке, где вы оказались совсем юной девушкой, вас поначалу использовали в играх как диагональную?
– Правда. Я быстро выросла, тренеры этот факт отметили. Правда, не могу сказать, что у меня хорошо получалось прыгать, бить и забивать.
– А когда вы стали пасовать?
– В Липецке. Тренеры стали искали мне новую роль на площадке, поняв, что новой Кати Гамовой из меня им нее вырастить. Окончательно в амплуа определилась, перебравшись в Одинцово. Там я поняла, что волейбол – моя жизнь, это главное в ней.
– У вас волейбольная фамилия. Павел Матиенко, многолетний главный тренер "Заречья", ваш родственник?
– Да, это мой тесть. Этот человек очень многое сделал для меня как для спортсменки и человека. Таких людей в моей карьере двое. Второй – это Владимир Иванович Кузюткин. Он меня, что называется, "поднял", приняв "Динамо". К сожалению, Кузюткин сегодня не у дел, а Павла Михайловича шесть лет как нет с нами. Мой супруг в свое время работал вместе с отцом в подмосковном клубе. Теперь он фитнесс-инструктор, но мы надеемся, что Сергей вернется в волейбол. Он видит себя тренером по реабилитации и специальной подготовке. Российских специалистов такого профиля очень мало. У мужа есть желание найти себя в этой нише и вернуться в игру, которая нас познакомила. Ну и память об отце, конечно, им еще двигает.
– Три с половиной сезона в зрелом для игрока возрасте вы провели в запасе. Роль первой связующей в вашем клубе долго была отдана другим людям – Жуковой, Пархоменко, Улякиной. Как не потерять себя в ситуации, когда ты играешь мало или эпизодами?
– Обязательное условие – огромное желание играть и вера в лучшее. Нельзя опускать рук! Если говорить о профессиональных вещах, то нужно постоянно работать на тренировках с мячом и анализировать действия опытных игроков соперника, своей команды. Ты должна выйти и знать, как люди играют.
– В сборной сегодня именно от вас во многом зависит как именно будет выстроена наша игра. Насколько это сложно – играть помногу первым темпом, "взлет", постоянно искать варианты для "пайпа"?
– Уже не так сложно как в мае, когда мы начинали подготовку. Обычно я заказываю комбинацию, но иногда Заряжко и Шляховая прямо по ходу игры порой делают перезаказ. И все происходит очень-очень быстро.
– Есть ощущение, что от такого волейбола команда получает неописуемые эмоции. Вам такая игра нравится, верно?
– Верно. Игра у нас мужская – быстрая и злая. Очень много вариантов, много свободы при выборе комбинаций. И мы от этого ловим профессиональный кайф.
– Сборная сильно расстроена тем, что не едет в Саппоро на "Финал шести"?
– Девочки, особенно наша молодежь, очень хотели попасть в Японию. И посмотреть на красивую страну хотели, и сыграть пять матчей с топовыми командами. Эти матчи были бы не лишними. Жаль, что мы сыграли с Бразилией и США не сейчас, а на старте "Гран-при". Думаю, игры бы сегодня иначе сложились.
– Почему?
– Потому что мы теперь очень сплоченная и многое про себя понявшая "банда". И наши девчонки молодые ни-ко-го уже не бояться. Только себя, своих ошибок. "Гран-при" в этом смысле, конечно, потрясающий турнир. Помогает понять про себя многое и многому учит.