Шипулин готов тренировать сборную вместе с Алекно

Telegram Дзен

В субботу в Казани "Зенит" и "Локомотив-Белогорье" разыграют первый трофей российского клубного сезона - Суперкубок-2010. Но основное внимание болельщиков по-прежнему приковано к мужской сборной России, будущее которой после завершившегося недавно в Италии чемпионата мира покрыто туманом. Чтобы его немного развеять, корреспонденты "СЭ" опросили четырех тренеров, которых президент ВФВ Станислав Шевченко назвал потенциальными кандидатами на пост нового наставника сборной.

- Пятое место, которое заняла сборная России на ЧМ-2010, многие назвали провалом. Вы согласны с такой оценкой? И кто виноват в большей степени - тренерский штаб или игроки?

Геннадий ШИПУЛИН, главный тренер "Локомотива-Белогорья", в 1998 - 2004 годах - главный тренер сборной России:

- Самое обидное - не сам факт провала, а то, что ничего другого и не могло быть. Еще в прошлом году, после такого же провального чемпионата Европы, было очевидно: с этим тренером сборная обречена. Какие бы игроки за нее ни выступали. Я кричал об этом на каждом углу. К сожалению, к моему мнению тогда никто не прислушался. Решили оставить все, как есть. И в итоге получили то, что получили.

Сергей ШЛЯПНИКОВ, главный тренер "Ярославича", многолетний наставник молодежных и юношеских сборных России:

- Оценка лежит на поверхности: "неудовлетворительно". Сборная России на любом турнире должна как минимум брать медали. Искать виновных по горячим следам - не самое благодарное дело. Но я убежден, что ответственность за результат всегда несет тренер. Игроки выходят на площадку с определенным багажом, накопленным на тренировках. И если одни и те же волейболисты в схожих эпизодах допускают одинаковые ошибки, значит, нужно либо менять систему работы, либо приглашать новых исполнителей. И то и другое находится в компетенции тренера. Так что ему не на кого пенять кроме как на самого себя.

Владимир АЛЕКНО, главный тренер "Зенита", в 2007 - 2008 годах главный тренер сборной России:

- Не хотел бы комментировать итоги выступления сборной. Для этого есть руководство федерации - пусть оно и разбирается. Насколько я знаю, президент ВФВ считает, что основная вина лежит на игроках, кто-то подвергает критике тренера. Мне кажется, ответственность должны нести все.

Павел БОРЩ, экс-главный тренер "Динамо", "Локомотива" Н и "Луча", в 2005 году - один из тренеров сборной России:

- Можно назвать это провалом, можно подобрать какое-то другое максимально приличное слово. Суть же остается прежней: перед каждым турниром мы надеемся на лучшее, а получается как всегда. Команда закончила чемпионат мира, так его и не начав, проиграв первый же по-настоящему важный матч. Да, стоит поблагодарить ребят за то, что после поражения от сербов они не опустили рук и заработали пятое место. Но это слабое утешение. Теперь надо разобраться в причинах очередной неудачи, провести тщательный анализ и озвучить правильные выводы. Но делать это должен не я, а люди, имеющие соответствующие полномочия.

- На двух последних чемпионатах мира сборной России руководили иностранцы: в 2006-м команда с Зораном Гайичем стала седьмой, теперь с Даниэле Баньоли - пятой. Значит ли это, что федерации пора перестать приглашать зарубежных тренеров?

Шипулин: - Не надо было и начинать. Если мы уважаем самих себя, сборную должен тренировать россиянин. Кто-то скажет: итальянцев великими сделали бразилец Бебето и аргентинец Веласко, поляки стали чемпионами Европы с аргентинцем Кастельяни, американцы выиграли Олимпиаду с новозеландцем Маккатченом. Ну и что? Зато Бразилию, например, всегда тренировали только бразильцы! А Россия - более великая волейбольная держава, чем все перечисленные вместе взятые. Нам нет необходимости искать помощи у чужаков. Которые, поставив огромную страну на колени, не находят в себе мужества вернуться в Москву, чтобы отчитаться за свои художества. Их интересует только сумма прописью в контракте.

Шляпников: - Приглашать иностранца есть смысл только в том случае, если он способен добиться со сборной большего, чем наши тренеры. Иначе говоря - что-то выиграть. А вторые-третьи места мы регулярно занимали и до Гайича с Баньоли. Последнему явно не хватало человеческого контакта с игроками. Можно сколько угодно работать над техникой, тактикой, психологией, но в процессе матча всегда возникают стрессовые ситуации, когда от тренера требуется найти правильные слова. Кого-то взбодрить, кого-то, наоборот, отругать. В такие тонкие моменты иностранные тренеры, как правило, оказываются несостоятельными.

Алекно: - Паспорт тренера не имеет никакого значения. Главное, чтобы человек занимал свое место. То есть обладал необходимым для данной работы уровнем профессионализма.

Борщ: - Примеры Хиддинка в футболе и Блатта в баскетболе показывают, что в принципе тренер-иностранец может добиться высокого результата с российской командой. Но в волейболе пока почему-то не получается. Другое дело, что и с отечественными тренерами у сборной тоже получалось не очень. В общем, перед ВФВ сейчас стоит тяжелая задача: угадать с человеком, который способен в корне поменять мировоззрение игроков. В какой-то степени команде требуется приличный стресс. И исполнители, к такому стрессу готовые. Увы, про большинство нынешних сборников этого не скажешь.

- Какие конкретно ошибки допустил Баньоли на ЧМ-2010 - при формировании состава или ведении игры?

Шипулин: - Ошибок было столько, что все и не перечислишь. Почему на четырех турнирах под руководством Баньоли у нас каждый раз собиралась, по сути, новая команда? Почему в сборную зачастую приглашались люди, не имеющие постоянной практики в клубах, но при этом ее худший игрок Гранкин пасовал всегда и везде? Как вышло, что летом за сборную отказался выступать Вербов, а потом, будучи растренированным, все равно получил полный карт-бланш на главном турнире года? Из каких соображений перед чемпионатом мира команда потеряла своего единственного ветерана, да к тому же капитана Алексея Казакова? Неужели Баньоли не понимал, что на таких турнирах опыт играет решающее значение? Поверьте: у меня в команде нашлось бы место и Тетюхину, и Косареву. Да и Вадика Хамутцких я бы в Италию взял. Не исключено - третьим связующим. Ну и, конечно, по-другому использовал бы Хтея с Мусэрским. Оба за сборную сыграли гораздо слабее, чем в клубе. Ведь Гранкин в каждом матче их просто "уничтожал". А "великий тренер" смотрел на это сквозь пальцы.

Шляпников: - Прежде всего Баньоли явно не угадал с либеро. Сначала он в последний момент взял на Мировую лигу Комарова вместо Соколова, который, во-первых, гораздо опытнее, а во-вторых, сильнее отыграл клубный сезон. А потом, уже на чемпионате мира, необоснованно предпочел Комарову Вербова, который пропустил почти все сборы и был плохо готов к турниру. Также удивляет, что в заявке не нашлось места ни одному, кроме Вербова, игроку клуба - чемпиона страны - "Зенита". Ну и на позиции основного связующего Баньоли вполне мог бы попробовать Сашу Бутько. Что до ведения игры, то я не хотел бы сейчас заострять внимание на заменах и тайм-аутах. Просто задам встречный вопрос: почему 60-70 процентов атак сборной шли через Михайлова? У нас что, забить мячик больше некому?

Алекно: - Считаю неэтичным публично обсуждать работу коллег. Скажу только, что для достижения результата надо воспитывать в наших игроках чувство победителя, готовность отдать сборной своей страны все силы. Плюс команде не хватает индивидуально-технической подготовки. Мы все время очень близки к успеху, но то и дело уступаем соперникам в, казалось бы, элементарных вещах. Короче, нужно меняться. Причем практически по всем направлениям.

Борщ: - Раз команда не показала высокий результат, значит, этот вариант состава был не сильнейшим. Озвучивать, кого я на месте Баньоли не брал бы на чемпионат мира, а кого, наоборот, взял бы, не стану. Однако моя заявка была бы другой процентов на 30 - 40. Что касается неубедительной игры связующих, за которую сборную России критикуют едва ли не после каждого турнира, то для себя я сформулировал два способа решения этой проблемы. Пока был в Риме, частично изложил свою концепцию руководству федерации. Но выносить этот вопрос на всеобщее обсуждение сейчас не вижу смысла.

- ВФВ четко дала понять, что сотрудничество с Баньоли продолжено не будет. При этом вы входите в число его потенциальных преемников. Если поступит соответствующее предложение, готовы возглавить сборную?

Шипулин: - Если я нужен стране, всегда рад помочь. У меня есть необходимый опыт, хороший контакт с игроками и четкое понимание того, как вернуть России ее победные традиции. Мне было стыдно, когда Баньоли перед чемпионатом мира открыто заявлял, что наша сборная не входит в число фаворитов. Это неправда! Потенциал российских волейболистов позволяет побеждать на всех турнирах. А вот проигрывать престарелым сербам, специально "сливать" матч Испании - это действительно позор, от которого Баньоли еще долго не отмоется. Кого бы я взял в помощники? Не обязательно тех, кто ассистирует мне в Белгороде. В частности, был бы готов тренировать сборную вместе с Владимиром Алекно. Но при условии, что главным буду я.

Шляпников: - Конечно, готов. Как любой игрок, пройдя через юношескую и молодежную сборные, стремится оказаться в первой, так и я, выиграв пять чемпионатов Европы и один чемпионат мира со сборными младших возрастов, хотел бы перейти на новый уровень. Считаю, для этого у меня есть все основания. И мне не принципиально, придется ли в этом случае покинуть клуб или нет. Главное - ощущать доверие. И иметь рядом команду единомышленников.

Алекно: - Несвоевременный вопрос. В сборную меня пока никто не звал.

Борщ: - Я готов к ответственности, и у меня есть огромное желание работать. Но при условии, что люди, доверившие мне сборную, будут на сто процентов убеждены в правильности моих идей. Механическая замена Баньоли на кого-то другого при сохранении прежнего уклада жизни сборной ни к чему не приведет. Назрели глобальные перемены. А для них тренеру сборной потребуется полная свобода и отсутствие давления извне.

- Каким образом ВФВ лучше определять нового главного тренера сборной: с помощью конкурса, как было все последние годы, или путем прямого назначения?

Шипулин: - Мне все равно. Главное - чтобы федерация, принимая решение, сохраняла объективность, а не руководствовалась какими-то конъюнктурными мотивами.

Шляпников: - Я - за прямое назначение. Хорошую предвыборную программу могут написать многие, но от нее, по-моему, мало что зависит.

Алекно: - Тренера сборной надо назначать.

Борщ: - Прямое назначение - весьма существенный элемент доверия, в котором новый тренер сборной очень нуждается. При этом речь должна идти о подготовке к Олимпиаде в Лондоне. С учетом назревших в команде кардинальных перемен говорить, скажем, об обязательной победе на чемпионате Европы следующего года я не стал бы.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ, Сергей ГАВРИЛОВ