Олег ШАМОНАЕВ
После легкоатлетов пришли за штангистами. Как и прогнозировал "СЭ", следующей нашей сборной, у которой возникли проблемы с попаданием в Рио, стала команда по тяжелой атлетике. Во вторник международная федерация (IWF) из-за большого числа положительных допинг-проб лишила Россию одной мужской и одной женской квоты на Олимпиаду-2016. Само по себе это – не трагедия, тем более что решение было ожидаемым. Однако одновременно в IWF не исключили возможности годичной дисквалификации всей российской федерации. Если это случится, на Играх-2016 не будет всей нашей команды.
БЕСПРОСВЕТНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Теоретическую возможность отстранить от Олимпиады в Рио любого российского спортсмена дает декларация недавнего саммита МОК. Для этого не обязательно ловить атлета на запрещенных препаратах – достаточно объявить, что не прошел достаточного и заслуживающего доверия допинг-тестирования. Впрочем, IWF нет необходимости в таких сложных маневрах – наша национальная федерация давно на очень плохом счету. Возможность дисквалификации всей сборной России из-за допинговых нарушений рассматривалась еще десять лет назад.
В 2006-м нас пронесло, но с тех пор было объявлено о наказаниях за нарушение антидопинговых правил более 50 россиян, среди которых были и топ-звезды – чемпионы мира и лидеры сборной страны. В реальности инцидентов было наверняка еще больше – в статистике Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) фигурируют сотни положительных допинг-проб штангистов из России. Конечно, некоторые из наших спортсменов (например, чемпион мира Алексей Ловчев) пытаются доказать, что их наказание было ошибочным. Но если до международного арбитража по примеру легкоатлетов дойдет вся федерация тяжелой атлетики России, отстаивать нашу невиновность будет очень тяжело.
ДОПИНГ-ДРАЙВ
Откровенно говоря, ситуация с допинговыми историями в нашей тяжелой атлетике еще хуже, чем в легкой. Просто легкоатлетов объективно больше и они чаще появляются на публике. У штангистов крупные соревнования проводятся в разы реже, и многие представители тяжелой атлетики имеют обыкновение "исчезать с радаров" на несколько лет, а также внезапно сниматься с ответственных стартов. Это все вызывает дополнительные подозрения, которые не идут на пользу ни сборной России, ни виду спорта в целом. Впрочем, в мировой тяжелой атлетике допингового драйва хватает и без нашей страны.
Накануне Олимпиады-2008 вместе с нами на волоске висела сборная Греции, а болгарская команда и вовсе была лишена возможности выступить на Играх в Пекине. Ситуация с дисквалификацией болгар может повториться и на Олимпиаде-2016. Именно к этому прецеденту наверняка будут апеллировать в суде наши оппоненты, когда мы заявим о незаконности отстранения от Рио всей сборной России по легкой (а возможно – и тяжелой) атлетики. Но это еще не все. Под угрозой пропуска Олимпиады сейчас вместе с нашими штангистами находится сборная Казахстана. Последний чемпионат мира по тяжелой атлетике также из-за допинговых нарушений пропускали команды Гондураса, Панамы, Гватемалы, Сьерра-Леоне и Таджикистана, а Румыния была лишена одной олимпийской квоты.
Только по официальным данным за последние 10 лет международная федерация вынесла 431 решение о дисквалификации. И данная цифра еще не учитывает наказания по линии национальных федераций. При этом рейтинг IWF за прошлый год по всем странам и всем весовым категориям включал всего 2246 спортсменов. Кажется, Международному олимпийскому комитету проще исключить из олимпийской программы саму тяжелую атлетику или директивно отменить допинг-контроль в конкретном виде спорта, чем разбираться со всем этим кошмаром. А разбираться рано или поздно точно придется.
ОБРАЗ ВРАГА
Впрочем, нам сейчас горевать о судьбах всей тяжелой атлетики точно не с руки. Потому что вслед за легкоатлетами и штангистами под удар может попасть сборная России по плаванию. Западные СМИ давно пытаются раскрутить эту тему, но, во-первых, в плавании нет такого говорливого осведомителя, как Юлия Степанова в легкой атлетике, а во-вторых, Международная федерация водных видов спорта, в отличие от ИААФ, явно не горит желанием раздувать скандал вокруг россиян накануне Рио. Впрочем, исключать здесь ничего нельзя. Ситуация с допинговыми историями в нашем плавании тоже неважная и тоже тянется много лет. Еще одно наше слабое место в случае возможной антидопинговой атаки – велоспорт.
Также непредсказуемой можно считать реакцию МОК на доклад комиссии ВАДА по "делу Родченкова". Публикация труда, посвященного якобы имевшим место манипуляциям с допинг-пробами на Играх-2014 в Сочи, ожидается в промежутке с 15 по 20 июля. И нам здесь надо готовиться к худшему и желательно – заранее понимать, что мы будем говорить на предолимпийской сессии МОК в начале августа в Рио. Заявления главы ВАДА Крейга Риди в общем-то не оставляют сомнений в том, что главной целью этой организации теперь является не излечение российского спорта от допинга, а его окончательное разрушение.
Возможно, делается это с благой антидопинговой целью, но нам от подобного понимания точно не легче. Ведь под жертвами "революции извне" станут сотни тысяч россиян, занятых в спортивной отрасли. И совсем не факт, что новая система на развалинах старой будет честнее и правильнее предыдущей. По факту становится ясно, что в лице ВАДА мы теперь имеем не потенциального партнера, а беспринципного и беспощадного врага. И чтобы выжить, нам придется его как минимум победить. И по возможности так, чтобы желания научить Россию правильной жизни больше не возникало никогда и не у кого.