Хаджимурат Аккаев: "Не всем нравилось, что в 19 лет я ездил на "Мерседесе"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Сергей БУТОВ
из Казани

Серебряному призеру Олимпиады-2004 в Афинах Хаджимурату Аккаеву всего 26. Он молодой в общем-то парень, хотя, конечно, не какой-нибудь сопливый юноша. Проверку на прочность прошел, и речь не о двух олимпийских медалях, которые он привез из Афин и Пекина.

В июле 2005-го Аккаева дисквалифицировали на два года за допинг, и никого это особенно не взволновало - кого тогда можно было удивить в штанге положительной допинг-пробой? Впрочем, та спортивная трагедия ничто по сравнению с трагедией человеческой. Незадолго до дисквалификации Аккаев за рулем насмерть сбил двух человек. Несчастный случай.

Он пережил черную полосу, вернулся на Олимпиаде в Пекине и считался одним из главных претендентов на золото, но получил бронзу. По каким-то причинам был отправлен тренерским штабом сборной в слабейшую группу В, победить из которой на Олимпийских играх не удавалось еще никому.

Мало кто сомневается в том, что Аккаев поедет в Лондон на свою третью Олимпиаду. На этот раз за золотом. На чемпионате Европы в Казани его преимущество над соперниками в категории до 105 кг было безоговорочным, а сумма в 425 кг - впечатляющей. Последний раз столько в этом весе из наших поднимал в 2004-м Дмитрий Берестов. Тех 425 кг ему для звания олимпийского чемпиона хватило.

* * *

- Как правильно звучит ваше имя: Хаджимурат или Хаджимурад?

- Только Хаджимурат. Это в Дагестане Хаджимурады, а я балкарец. На нашем языке Мурат переводится как "пожелание". А Хаджи на арабском - "уважаемый". Такое имя - словно статус, который присваивают человеку после того, как он совершил паломничество в Мекку.

- Вы совершили?

- К своему стыду, нет. Получается, что мой отец назвал меня так "незаконно", но после Лондона я постараюсь исправиться.

- Так вышло, что мы с вами никогда раньше не общались, хотя еще в апреле 2004-го главный тренер женской сборной на базе в подмосковной Рузе показал на вас и сказал мне: "Запомни этого парня". А через несколько месяцев вы выиграли в Афинах серебро.

- О как!

- Удивительно, впрочем, другое. То, что вся ваша международная карьера уложилась в две Олимпиады. И больше, кроме Казани-2011, - никаких титулов.

- Обстоятельства виноваты. В Афины я попал никому не известным, а после той Олимпиады два года не имел возможности выступать. Был дисквалифицирован. Мог бы попасть на чемпионат мира-2007, но дисквалификация закончилась на неделю позже, чем прошел отборочный чемпионат России. Если бы попал на "мир", выиграл бы, конечно. В худшем случае поднял бы в сумме свои 400 кг. А Рома Константинов там победил с результатом 397 кг.

- В Пекине вы завоевали бронзу совершенно фантастическим образом: из группы B, которая выступает утром, а потом ждет выхода на помост элиты. Что испытали, когда очутились в одной компании с эквадорцем и каким-то чудаком из Маврикия?

- Шок. Я понятия не имел, что это за зверь такой - группа В. Знать не знал, когда по расписанию она выступает. Помню, пришел в зал - гляжу, какие-то негры сидят. Заявочные веса у них по 130 кг. Тренер сразу понял мое состояние: "Давай-ка, успокойся, - говорит. - Я тебе буду ставить веса, а ты поднимай. Понял?" Понял. А толку-то? Настроя нет, атмосферы нет. Поднял там что-то - и ушел.

- Группу А смотрели из зала?

- Нет, вместе с Дмитрием Чуковским в комментаторской кабине. Он мне задавал какие-то вопросы, а я толком разговор поддержать не мог - все мысли были там. Закончился рывок, я иду первый. Потом бах! Один толкает, я уже второй. Бах! Другой толкает, и уже третий. А я в наушниках сижу.

- Вы проиграли олимпийскому чемпиону Илье Ильину из Казахстана всего 4 кг в сумме. А ведь этот вес, если разобраться, - просто вопрос куража.

- Конечно! Я начинал рывок со 178 кг, а они все на 180 кг уже закончили. Да если бы можно было что-то изменить, со 180 кг я только бы начал! Пару килограммов в рывке мог добавить однозначно, да и толкнул бы не 217, как тогда, - а 220. Во всяком случае, психологическое давление на соперников оказал бы. А это такая штука: один выдерживает, а другой - нет. Тот же Ильин первый подход в толчке смазал, толкнул только второй, а третий с тру-у-дом взял. С дожимом. Ему повезло, засчитали.

- Когда Ильин в 17-летнем возрасте начал побеждать на чемпионатах мира, а потом стал первым в Пекине, все сказали: вундеркинд! Согласны?

- Я вам так отвечу: таких вундеркиндов, как Ильин, у нас вся страна. Достаточно приехать на внутренние соревнования и посмотреть, как там выступают некоторые ребята. Мировые рекорды бьют, любо-дорого по-смотреть. Проблема в том, что они поднимают в таком "состоянии", в каком Ильин выиграл Олимпийские игры. Я в 19 лет в таком же "состоянии" взял огромный даже по нынешним временам вес: 195, 230. А Ильин в Пекине поднял 180, 226. Два года спустя мы наблюдали, как он выступал на Азиатских играх, где казахи некоторые вопросы не решили. И сразу у Ильина результат: 175, 219. Где вундеркинд? Куда девался?

- В свое время были вопросы и по олимпийскому чемпиону Пекина в вашем нынешнем весе - до 105 кг - Андрею Арямнову из Белоруссии. Кстати, вы в курсе, что у него в детстве было шесть пальцев на левой руке?

- Про пальцы не слыхал. Но мы недавно вспоминали Арямнова с президентом армянской федерации штанги Самвелом Хачатряном, посмеялись немножко. Он рассказал, как Андрей к нему подошел и ни с того ни с сего говорит: "Товарищ Хачатрян, мне нужно ровно три месяца, чтобы поднять 210, 250". Тот переспрашивает: "В каком весе, Андрей?". "В 105 кг", - отвечает. "В 105 кг? Все понял, Андрей, молодец, отлично!" Я наблюдал за Арямновым, мне показалось, он адекватный парень. К тяжелой атлетике это отношения, правда, не имеет.

- Арямнова после Пекина несколько раз ловили за езду в нетрезвом виде. Нестандартный олимпийский чемпион?

- Конечно, нестандартный! Его ловят, потом снова, затем президент страны лично приказывает снять со стипендии, наказать, а тот перед главным тренером сборной, который уже 15 лет работает, ставит вопрос ребром: либо я, либо ты.

- Можно ли представить что-то подобное в сборной России?

- Нет. У меня после группы В в Пекине, не буду скрывать, был конфликт с Ригертом. Но потом пожали по-мужски руки, друг перед другом извинились. Я сейчас у Давида Адамовича на базе в Таганроге живу в прямом смысле. Очень тесные с ним отношения: приезжай, говорит, в любое время, живи.

* * *

- Как с вами в 2005-м случилась дисквалификация?

- Чистой воды подстава. На меня вели охоту, Ригерт мне потом об этом прямо сказал. Приехали ко всем, попался один Аккаев.

- Куда приезжали?

- На сбор. Контроль был внесоревновательным. И все совпало. Я только-только приехал, без тренера. Не было и врача команды. Что тут сказать? Времена такие были. Кульминация тех времен - Китай на Олимпиаде-2008. Где сейчас вся эта орава олимпийских чемпионов из Китая? Сегодня контроль в целом стал намного жестче. Бывает, что WADA только за порог, РУСАДА - уже на пороге. Ну простой вот пример. У меня вчера разболелась голова. Пришел к доктору за таблеткой, он отвечает: лучше потерпи, завтра контроль сдавать, мало ли что.

- После Афин у вас в жизни наступила черная полоса. Несчастный случай, потом два года без спорта.

- Да, черная полоса. Именно в тот момент я повзрослел. Расставил для себя приоритеты. Определил круг людей, с которыми общаюсь. Все сразу встало на свои места. До этого я не знал, что меня могут не любить не за что-то, а просто так. Не всем в моем маленьком городе (Тырныауз. - Прим. С.Б.) нравилось, что я в 19 лет ездил на "мерседесе".

Судьба явно послала мне наказание. Значит, было за что. Хотя понять можно: непросто поднимать штангу где-нибудь в Рузе, смотреть телевизор и мечтать о временах, когда ты будешь нравиться девушкам и ездить на "мерседесе". А потом - бах! - весь мир у твоих ног. Сильно подозреваю, что в 19 лет мало кто может выдержать все это достойно. Это после Пекина я, ученый, сразу отключил телефон, уехал подальше - забудьте про меня! А после Афин, что вы! Везде появлялся, везде за меня платили, героем называли.

- Читал, вы философией увлекаетесь?

- Не то чтобы профессионально ее изучаю, но мне интересно. Я вообще знания получаю по принципу Шерлока Холмса. Помните? "Голова человека это чердак, который многие набивают всяким хламом". Я с Холмсом согласен.

- Зато Холмс не знал, что Земля вращается вокруг Солнца.

- Я из себя умника корчить не стану. Далеко не всегда знаю, что вокруг чего вращается, но какие-то вещи, от которых зависит моя карьера и ряд жизненных позиций, известны мне хорошо. Интенсивно учу английский. Увлекаюсь правом. У меня два высших образования, юридическое и экономическое. Я к чему это рассказываю, есть же стереотип: спортсмен - значит, тупой. Неправда это.

- В Казани вы чисто отработали все шесть подходов. Но при этом вели себя раскованно, улыбались перед выходом на помост, играли на публику. Ваш стиль?

- Мне кажется, соревнования - это в какой-то степени шоу. Людям должно быть интересно, иначе они просто в следующий раз не придут. И мне очень приятно порой слышать со стороны, что болельщики ждут именно моего выхода. Раскованно я себя стал вести еще и потому, что чувствую на помосте в последнее время себя гораздо более уверенно.

- Почему?

- Думаю, дело в смене категории. В 94 кг слишком много думал о разных посторонних вещах. Гонял по десять кило, не ел. Горел. Нервничал. Физическая подготовка - это ведь только 60 процентов от успеха. Важно настроение, выспался ли, как поел. Результат хорош только тогда, когда все эти факторы сходятся в нужную тебе сторону.