Интервью "СЭ" дал трехкратный олимпийский чемпион, шестикратный победитель мировых первенств по вольной борьбе Буйвасар Сайтиев, который решил возобновить спортивную карьеру после более чем двухлетнего перерыва. Разговор состоялся на проходившем в Грозном "Кубке главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова и на призы заслуженного тренера России Адлана Вараева".
- Помнится, когда то вы сказали, что борьба с края ковра вас не впечатляет - мол, не чувствуешь азарта.
- Это был такой период, когда я от борьбы просто устал, но вот сейчас идет схватка, а я уже словно на ковре!
- Судя по всему, скоро мы действительно там вас увидим. Можно поздравлять с возвращением?
- В этом нет никакого резона - поздравляют с победами. Или хотя бы с успешными выступлениями. Вот если мое возвращение получится таковым, тогда другое дело. А так…Мой тренер Дмитрий Георгиевич Миндиашвили хочет, чтобы я боролся: он считает, что я могу выигрывать. Сам же пока ничего определенного сказать не могу - просто потому, что еще не имею на то никаких оснований.
- Но ведь доверие тренера окрыляет. Разве не так?
- В принципе, никогда не был обделен тренерским доверием. Миндиашвили, очень опытный, трезвый специалист, который знает, о чем говорит. Да, в какой-то степени допускаю, что скоро могу выйти на ковер. Но для того, чтобы заявлять, что имеешь определенные амбиции, что к чему-то стремишься, нужно иметь определенную базу, проделать работу, результаты которой сможешь ощутить. Словом, необходима основа, которой я сегодня не обладаю.
- Но вы ведь уже начали тренировки?
- Да, начал. Но чем все это закончится, не знаю. Да, думаю, и никто не знает.
- Тогда давайте порассуждаем в сослагательном наклонении…
- Это не позволительно. Ни в коем случае нельзя говорить "что было бы", "что может быть", "что станет". Это очень серьезный вопрос. Я очень долго был в спорте, за меня болели тысячи людей, поэтому с моей стороны будет абсолютно некорректно о чем бы то ни было громогласно объявлять в прессе. Это будет нечестно - в первую очередь, перед любителями нашего вида спорта.
- Не хочется бросать слова на ветер?
- Конечно. Спорт – такое дело, где одно неверное движение, одна секунда, одна незначительная травма, могут пустить все, что сделано, насмарку. Пока рано говорить о моем возвращении в спорт. Теоретически люди считают, что это возможно. Я с ними солидарен.
- В одном из своих постолимпийских интервью, вы говорили, что из такого функционального состояния, в котором вы находились, в большой спорт уже не возвращаются. Получается, ошибались?
- Очень часто, наверное, я отвечал на вопросы именно сиюминутно, по воле чувств. Возможно, был слишком категоричен. У меня есть очень хороший багаж знаний, очень большой опыт, и в принципе, мною создан довольно большой задел в мировой борьбе. В мою пользу играет в какой-то степени и авторитет. В общем, есть много таких сторон, которые в конечном итоге могут сыграть за меня. Как есть и те, которые могут сыграть против. Конечно, говорить о возвращении можно. Но это уже будет не серьезно. Нужно для начала просто что-то сделать. Выйти на ковер, отбороться, показать себя. И все сразу станет ясно. Есть у тебя амбиции, либо они уже давно исчерпаны.
- Говорят, новость о вашем возвращении обсуждалась на высшем уровне.
- Совершенно верно. Я лично имел разговор и с министром спорта Виталием Мутко, и с президентом Международной федерации спортивной борьбы Рафаэлем Мартинетти, и с руководителями нашей федерации. И в целом я ощутил поддержку. Все сходились к единому мнению, что мне стоит попробовать. Но лучше меня мой организм никто не знает. Да, конечно это интересно для борьбы, это интересно для болельщиков. Возможно, мой шаг каким-то образом повлияет и в плане популяризации спортивной борьбы в мире.
- Можно ли в этой связи сказать, что сегодня борьба больше нуждается в Сайтиеве, нежели Сайтиев в борьбе?
- Ни в коем случае. Борьба, как и спорт в целом очень благотворно влияют на человека и меня в частности. Да, в то же время это тяжелый творческий труд, но все же я провел свои самые счастливые годы в качестве спортсмена. У меня всегда будет тяга к спорту, к турнирам, к соревновательному духу. Борьба без одного человека не перестанет существовать, в отличие от человека - без борьбы. (Рустам АГАЕВ)
Полностью интервью Сайтиева - в одном из ближайших номеров "СЭ"