Медитация позволяет повысить когнитивные функции, справиться с тревогой, помогает выходу из депрессивных состояний — множество исследований подтверждают это. При этом миллионы людей пробуют и признают: «Это не для меня! Мне от медитации только хуже!»
Если вы один из них, давайте разберемся, почему новички могут от медитации чувствовать себя плохо и как получать пользу от практики без побочных эффектов?
Содержание статьи:
- Что чувствуют многие люди во время медитации
- Что такое истинная медитация
- Как правильно входить в медитацию
- Что такое медитация в движении
Что чувствуют многие люди во время медитации
О пользе таких практик написаны тысячи исследовательских работ. На уровне пользователя умение медитировать может стать настоящей суперсилой: оно позволяет справляться с тревожными состояниями, тренирует навык получения инсайтов, повышает креативность, улучшает память и концентрацию. Исследования утверждают, что достаточно медитировать десять минут в день, чтобы повысить свои когнитивные функции.
Все это прекрасно, но когда, например, человек с тревожным складом характера впервые садится медитировать, случается абсолютно обратное: на него наваливаются тревожные мысли. Вместо полноценной практики получается борьба со страхами — которые, как правило, побеждают.
После такого опыта повторять медитацию не хочется. Откуда же тогда берутся все эти многообещающие исследования?
Что такое истинная медитация
В интернете можно скачать множество различных приложений, которые предлагают медитацию. Однако чаще всего под таким соусом подают обычные релаксационные упражнения. Если красивый глубокий голос предлагает вам что-то представить или о подумать о чем-то прекрасном — это не будет медитацией.
Истинные восточные практики — это погружение в тишину, отключение внутреннего монолога. В бодрствующем состоянии вы постоянно о чем-то думаете, то есть метафорически в голове всегда звучит какой-то голос. Что будет, если эта внутренняя речь на время замрет? Это и есть медитация!
Казалось бы, просто. Но если вы попробуете проделать это прямо сейчас, то больше 1-2 секунд вряд ли получится. Чтобы внутренне «промолчать» хотя бы три минуты, нужна специфическая тренировка.
Именно в этой тишине возникают инсайты: ясное видение истинного положения вещей или решения поставленных задач. Это состояние близко ко сну, но к осознанному и ясному: к такому, в котором Менделеев увидел свою таблицу или Дали — свои картины.
Как правильно входить в медитацию
Итак, чтобы войти в медитацию, надо отключить мысли или как минимум сделать их не такими громкими. Для этого духовные учителя рекомендуют «слушать» тишину. Если возникают мысли, провожать их, как облака, плывущие по небу. В теории все прекрасно. Но что делать, если ты садишься на подушки, принимаешь идеальную для медитации позу, и на тебя набрасываются все мысли, которые до этого удавалось так или иначе заглушать деятельностью, разговорами или другой активностью?
Во-первых, важно признать, что это нормально. Это не с вами что-то не то, это со всеми так. Люди перегружены информацией, и в тишине все мысли активизируются. Это никак не противоречит задаче. Нет людей, которые не способны медитировать, потому что, как говорят практики, это естественное состояние человека.
Во-вторых, начальный этап освоения практически во всех восточных практиках — это медитация в движении. Например, цигун — это способ сделать «тише» внутри через выполнение упражнений. Как это выглядит на практике?
Что такое медитация в движении
Давайте рассмотрим, как выглядит медитация в движении на примере формы цигуна «Синг Шен Джуанг». Это практика, которую преподают как оздоравливающий комплекс упражнений для позвоночника. Если просто делать ее механически, она позволяет избавиться от боли в спине и сократить грыжи. Если же обращать внимание на каждую область тела, это превращается в медитацию в движении.
Во время такой практики человек погружается в ту или иную зону. Например, делая упражнение на седьмой шейный позвонок, изучает, как это влияет на мышцы вокруг этой точки. Какие мускулы напряжены, какие расслаблены?
Особенность этой практики в том, что движения выполняются очень медленно, и у вас есть время на изучение изменений, которые происходят в теле в процессе выполнения упражнений. А это то, что лучше всего удерживает внимание. Чтобы понять, как это работает, сделайте простое упражнение, основанное на принципах «Синг Шен Джуанга». Поверните голову влево и вправо. А теперь замедлите это движение так, чтобы сделать его минимум на 10, а лучше на 15 счетов.
Делая движение, задавайте себе вопрос: что я могу расслабить, чтобы делать это движение еще более легким, плавным, текучим? Обратите внимание на шею, плечи, лицо — как ощущает себя челюсть, можно ли расслабить мышцы вокруг глаз?
Одно такое движение приближает вас к медитации намного быстрее и эффективнее, чем попытка усидеть в позе лотоса и справиться с миллионом мыслей. В процессе выполнения движения могут возникать посторонние мысли, но у вас есть «магнит», к которому можно легко вернуть внимание: это ваше собственное тело.
Освоив медитацию в движении, вы со временем сможете легко перейти к обычной медитации в сидячем положении — если есть такая задача. В восточных практиках никто не сажает новичка в лотос, чтобы он немедленно погрузился в медитацию: это невозможно — только очень талантливые ученики могут заставить себя пройти через все сопротивления ума. Сначала необходимо подготовить тело и ум через медитацию в движении, тогда сидячая практика станет для вас естественной, оздоравливающей и заряжающей.