Кукла Барби, пожалуй, одна из самых популярных и спорных игрушек. Однако у некоторых это увлечение превращается в особый фетиш, например, коллекционирование или даже подражание.
О плюсах и минусах известной куклы рассказали психолог Юлия Керецман и историк моды Светлана Белошапкина.
Содержание статьи:
Кто такая Барби
Согласно легенде, красотка Барби родилась и выросла в 60-е годы XX века в штате Висконсин, США. Ее родителями считают инженера Джорджа Робертса и его супругу Маргарет. Полное имя Барби — Барбара Миллисент Робертс. С юных лет она работала моделью, отсюда ее яркие и неповторимые образы.
Поговаривают даже, что настоящая создательница игрушки, супруга владельца компании Mattel, вдохновлялась немецкой куклой для взрослых Лилли Бильд. Так или иначе, 9 марта 1959 началась эра Барби. С тех пор ее имя стало нарицательным. За шесть десятилетий компания игрушек Mattel создала целую вселенную с разными персонажами. Неудивительно, что дело дошло до создания полнометражного фильма.
Какие плюсы в играх с куклой Барби
Психологи считают: наиболее подходящий возраст для игр с Барби — 5-10 лет. Хотя дискуссии бушуют до сих пор. Специалисты согласны в одном: кукла напрямую влияет на развитие детей и формирует их представление о себе и окружающем мире. Это подтверждает и наш постоянный эксперт, психолог Юлия Керецман.
Творческая составляющая
Барби — мощный инструмент для развития воображения и творческого мышления. С ней дети:
-
придумывают собственные истории;
-
создают новые вещи из подручных средств.
Например, играя с Барби в роли учительницы, ребенок сам может организовать классную комнату, придумывать задания и общаться с другими куклами-учениками. В этом процессе он развивает творческое мышление.
Социальное взаимодействие
Барби развивает навыки коммуникации. Дети создают свою игровую среду, в которой решают конфликты и работают в команде. В этом процессе они улучшают эмоциональное восприятие, учатся слушать других и искать компромиссы.
Самоидентификация
Разнообразие профессий и стилей в арсенале Барби помогает определиться с интересами. Дети задумываются, кем они хотят стать в будущем. Кукла в роли астронавта может вдохновить девочку на изучение космоса. Играя, ребенок осознает, что пол и общественные стереотипы не ограничивают возможности.
Развитие эмоционального интеллекта
С Барби дети могут воссоздать различные сценарии, в которых кукла:
-
испытывает разные чувства: радость, гнев, грусть или страх;
-
учится понимать себя и выражать эмоции.
Через такую игру ребенок начинает различать собственные чувства. Он также понимает, что у других людей тоже есть эмоции, и их нужно уважать и принимать.
Какие минусы у игр с куклой Барби
Несмотря на признание и успех игрушки, споры о ее влиянии на детей продолжаются. А с выходом нового фильма наверняка вспыхнут с еще большей силой. Но раз уж мы назвали плюсы, справедливо будет отметить и минусы общения с этой куклой.
Формирование идеалов и комплексов
Один из главных недостатков Барби — тот идеал красоты, который она демонстрирует:
-
высокий рост;
-
стройная фигура;
-
длинные ноги;
-
идеальные пропорции.
Все это вкупе создает несбалансированные представления о внешности у детей, особенно у девочек, поскольку тело ребенка не может соответствовать «идеальным» стандартам. Многие пытаются быть как Барби. Такие стремления часто приводят к печальным последствиям:
-
низкой самооценке;
-
негативному отношению к собственному телу;
-
развитию комплексов неполноценности.
Ограниченное представление о женской роли
Кукла в течение десятилетий ассоциировалась с традиционными представлениями о женской роли, где основное внимание уделяется внешности, моде и образу жизни. Поэтому девочки начинают ассоциировать свою ценность и успех с внешним видом и модными стандартами.
Материалистический фокус
Барби часто сосредоточена на таких атрибутах, как одежда, аксессуары и внешний вид. Это развивает материалистическое мышление у детей, где ценности и цели сводятся к приобретению вещей и материальных благ.
Важно понимать, что роль игрушки в развитии детей зависит от контекста. И родители в этом плане несут важную миссию: их задача — помочь осознать ребенку разнообразие ролей и возможностей, а также развить критическое мышление относительно стереотипов и идеалов.