1 февраля в российский прокат вышла комедия «Конец Славы». Это новая работа Марюса Вайсберга — постановщика пародии «Гитлер капут!» и серии «Бабушка легкого поведения».
У «Конца Славы» интересная задумка — хотя и неоригинальная
Известный российский актер Вячеслав Авдеев поймал звезду и похоронил карьеру. Он не читает сценарии, опаздывает на съемки, постоянно уходит в загулы. А еще наплевательски относится к рекламным договорам. Чувства близких людей Славу тоже мало волнуют. Он почти не общается с сыном. А бывшая жена от него ушла из-за постоянных измен.
Вдруг у актера появляются и профессиональные проблемы. По контракту с производителем фитнес-браслетов Слава год не мог появляться на публике с алкоголем. Но соцсети скоро заполонили кадры с пьяным актером. Из-за этого рекламодатель подал на Авдеева в суд — и требует компенсацию в 200 миллионов рублей. В то же время всех в индустрии утомили его выходки на съемочных площадках. Славу вырезали из сиквела «Холопа», да и новые роли предлагать никто не спешит. Поэтому почти безработный актер вынужден продавать имущество, чтобы покрыть долги.
Но Слава и его лучший друг-продюсер придумывают план, который поможет вернуть Авдеева в топ. Они решают инсценировать его смерть. Провести похороны, поднять цитируемость Славы в СМИ, заставить всех вспомнить о нем хорошее. А на следующий день Слава должен как бы вернуться из летаргического сна. Но все идет не по сценарию — актер оказывается заперт в гробу.
«Конец Славы» не первый фильм о похороненном заживо человеке. Вспоминается как минимум «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом. Или эпизод из «Убить Билла. Фильм 2», в котором Беатрикс пробивает крышку гроба. Но «Конец Славы» использует погребение иначе: здесь это основа комедии. С помощью сюжета о смерти звезды Вайсберг будто высмеивает киноиндустрию и тягу артистов к славе — поэтому название картины построено на игре слов.
Деревянко тут играет стереотип — зазнавшегося богатого актера. Люди вокруг него, впрочем, ненамного приятнее. Кто-то при первой возможности пытается ухватиться за роли Славы. Кто-то — за рекламные контракты. Остальные просто светят лицом на похоронах и говорят о несостоявшихся встречах на Патриках.
Интересная концепция, впрочем, едва ли спасает неоднозначную реализацию. Забавные колкости в сторону прессы и киношников здесь соседствуют с типичным юмором из комедий Вайсберга. Смеяться надо либо над тем, что герои пьют, либо над тем, что они говорят про секс, либо над тем, что сквернословят. К последнему было бы меньше вопросов, не будь в кинотеатральной версии цензуры. Ни одно слово не раздражает так, как бесконечный писк.
Плюс забавляет то, как российская комедия в очередной раз пытается заигрывать с миром блогеров и соцсетей. И в очередной раз опаздывает минимум на несколько лет. В последних «Елках», например, вау-эффект должно было вызвать внезапное появление Амирана Сардарова. А в «Конце Славы» — небольшой ролик с Гусейном Гасановым.
Фильм показывает — Марюсу Вайсбергу нужно снимать триллеры
В «Конце Славы» Марюс Вайсберг повторяет все свои излюбленные приемы. Камера зачастую находится в поисках нового ракурса. А еще периодически останавливается, чтобы зритель обратил внимание на приглашенную в фильм звезду. От актеров Яна Цапника и Максима Лагашкина до футболиста Артема Дзюбы.
Из-за этого критиковать «Конец Славы» как комедию можно за то же, за что ругали предыдущие фильмы режиссера. Разве что сценарию стоит отдать должное — в этот раз у Вайсберга получился скорее фильм, чем набор комедийных эпизодов.
Но ближе ко второму часу хронометража лента все же удивляет. Очнувшись в гробу, Слава начинает паниковать: сперва просто из-за того, что не понимает, где находится, а позже из-за понимания, что его гениальный план не работает. И тут Вайсберг демонстрирует свой неожиданный талант передавать на экране ужас и тревогу.
Пробуждение Славы, например, эталонно визуализирует состояние панической атаки — за последний год с этой задачей лучше справился разве что второй «Кот в сапогах». А общение Славы с людьми «на земле» в чем-то напоминает триллер «Наркоз» с Хейденом Кристенсоном. Тоже по сути история о том, кто проснулся в момент, когда должен был спать вечным сном.
Есть у Вайсберга и другие интересные находки. Сцены из якобы артхаусного фильма или похоронные отсылки на раннего Полански не особо работают как комедийные эпизоды. Но здорово показывают предсмертное состояние отчаявшегося Славы. Из-за кислородного голодания герой начинает видеть галлюцинации с родственниками, перед которыми он виноват.
Все эти сцены должны заставить аудиторию задуматься о смысле жизни или о том, что нужно ценить дорогих людей и не жалеть на них времени. Но первая мысль после просмотра «Конца Славы» все же касается карьеры Марюса Вайсберга. И того, что постановщику стоит попробовать себя в полноценном триллере или хорроре.