Советская анимация славится своими глубокими сюжетами, философскими подтекстами и порой откровенно странной атмосферой. Помимо классики вроде «Приключений кота Леопольда» и «Ну, погоди!» в СССР создавались мультфильмы, которые могли бы соперничать с работами Дэвида Линча или Сальвадора Дали. Их сюжеты наполнены абсурдом, пугающими образами и неожиданными философскими идеями. Перед вами подборка самых странных советских мультфильмов — тех, которые запомнились зрителям надолго.
Содержание статьи:
Самые странные советские мультфильмы
Страшная месть
Год: 1987.
Режиссер: Михаил Титов.
Студия: «Киевнаучфильм».
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.3.


Экранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя пусть и обходится с текстом достаточно вольно, компенсирует все по-настоящему дьявольской атмосферой. Особенности анимации задают невероятно дискомфортный тон. Он надолго зафиксирует мультфильм в воспоминания независимо от того, знакомы ли вы с текстом литературного первоисточника или нет.
Келе
Год: 1988.
Режиссер: Михаил Алдашин, Пеэп Педмансон.
Студия: «Союзмультфильм».
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.7.
Короткометражный мультфильм, вдохновленный сказками Чукотки. Слово «келе» в мифологии этой земли — обозначение духов различной природы. По сюжету мультфильма две девочки отправляются в лес на сбор ягод, где встречают сверхъестественное существо и даже попадают в его лапы. Несмотря на, казалось бы, безвыходное положение, героиням удается сбежать и даже обхитрить пугающего лесного жителя. Мультфильм выполнен в нестандартной стилистике, напоминающей наскальную живопись.
Конфликт
Год: 1983.
Режиссер: Гарри Бардин.
Студия: «Союзмультфильм».
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.5.
В центре сюжета обычные спички, между которыми разгорается настоящий конфликт. Этот короткометражный мультфильм без слов наглядно показывает, как зарождаются войны из-за, казалось бы, пустячных событий. «Конфликт» — пацифистское высказывание, идея которого, по словам самого автора, пришла к нему во сне.
Крылья, ноги и хвосты
Год: 1985.
Режиссер: Александр Татарский, Игорь Ковалев.
Студия: Творческое объединение «Экран».
Рейтинг «Кинопоиска»: 8.2.
Мультфильм, со временем приобретший легендарный статус и разошедшийся на крылатые фразы. Трехминутная короткометражка, запоминающаяся уникальным стилем анимации, рассказывает о споре, произошедшем где-то посреди пустыни. Гриф считает, что важнее крылья, в то время как не умеющий летать страус логично отстаивает первенство ног. Ну а кто-то и вовсе считает, что все дело в хвосте.
Зеленый змий
Год: 1962.
Режиссер: Владимир Полковников.
Студия: «Союзмультфильм».
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.3.
Этот мультфильм — аллегория на алкогольную зависимость, но подана она через жутковатую, экспрессионистскую анимацию. Сам «зеленый змий» — это живая зловещая сущность, которая овладевает человеком и ведет его к разрушению. Необычные визуальные образы и стиль рисовки делают этот сатирический мультфильм достаточно запоминающимся зрелищем.
Медвежуть
Год: 1988.
Режиссер: Василий Кафанов, Алексей Шелманов, Алексей Туркус.
Студия: «Союзмультфильм».
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.7.
Название говорит само за себя — этот мультфильм про медведей, но не в милом диснеевском стиле, а в пугающем, сюрреалистическом ключе. В наличии атмосфера тревожности, странные визуальные решения и мрачная музыка. «Медвежуть» фактически является рисованной пародией на психоделическое кино и прекрасно справляется с этой ролью.
Потец
Год: 1992.
Режиссер: Александр Федулов.
Студия: Творческое объединение «Экран».
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.3.
Мультфильм, создававшийся на излете 80-х, но увидевший свет уже после распада Советского Союза. Работа, являющаяся экранизацией одноименного текста Александра Введенского, наследует первоисточнику еще и тем, что добралась до зрителя гораздо позже своего создания. «Потец» Введенского был опубликован спустя пятьдесят лет после написания, во времена перестройки. А мультфильм, будучи лишь несколько раз показан по телевидению, пропал в архивах на полтора десятилетия. Сюрреалистическое и пугающее произведение было оцифровано лишь в 2008 году. Впрочем, еще в 90-х оно крепко закрепилось в памяти тех, кому удалось увидеть его на голубых экранах тогдашних телевизоров. Виной тому — необычная и слегка пугающая рисовка.
Почему эти мультфильмы такие странные
Советская анимация не боялась экспериментировать. Она балансировала между детским восприятием мира, философскими подтекстами и уникальной эстетикой, которая может напугать современных детей не меньше, чем фильмы ужасов.
Скорее всего, какие-то из этих мультфильмов вы любили в детстве и они точно не казались вам странными — это абсолютно нормально, ведь времена меняются.