26 июня на Apple TV+ завершился сериал «Темная материя». Рассказываем, стоит ли смотреть адаптацию одноименного романа Блейка Крауча.
Содержание статьи:
Сюжет сериала «Темная материя»
Учитель физики Джейсон (Джоэл Эджертон) попадает в альтернативную версию своей жизни, где он более успешен, но не обрел семью с любимой женщиной Даниэлой (Дженнифер Коннелли).
Главный герой стремится вернуться к своим близким и для этого проходит через ряд параллельных реальностей, где встречает другие варианты себя и своей семьи. Преодолеть сложности Джейсону помогает Аманда (Алисе Брага), оказавшаяся жертвой обстоятельств.
Стоит ли смотреть «Темную материю»
Наверное, если в запасе есть много свободного времени — очень много. В идеале если у зрителей, как у главного героя сериала, где-нибудь припрятан загадочный черный ящик, помогающий смириться с упущенными возможностями. «Темная материя» захватывает — в итоге, — но до этого момента придется мучительно ждать большую часть сезона, пропустив все на свете.
В индустрии, где в 2024 году мультивселенную едят на завтрак, обед и ужин, это выглядит неоправданным. Шоураннером «Темной материи» стал автор одноименного романа Блейк Крауч, и, похоже, он отнесся к переносу своего драгоценного шедевра на экран слишком ревностно, представив не то чтобы аудиокнигу, но довольно сомнительную адаптацию, которая застряла на полпути между форматами, оказавшись в чистилище экранизаций, где автор не дает простор режиссерскому видению.
Первый сезон прекрасных «Благих знамений», к слову, тоже этим страдает. Шоураннер сериала, естественно, автор романа о грядущем Апокалипсисе. Понять можно: писателю слово лишнее убери — уже как ножом по сердцу, поэтому, возможно, когда речь заходит об экранизации, необходим более отстраненный взгляд. Тот, кто сможет поставить интересы проекта выше всего.
Другая проблема, по которой «Темная материя» может не получить должного внимания, это время. Роман Крауча был опубликован в 2016 году, и, возможно, не стоило медлить с его экранизацией почти 10 лет. Раньше зрители были терпеливее, их захватывал сам факт того, что на стримингах можно увидеть увлекательную историю хорошего качества в более расширенном формате.
Но теперь, когда недремлющая индустрия развлечений каждый день обрушивает на зрителей концепцию мультивселенной, что выберет аудитория? «Вошли и вышли, приключение на 20 минут» или чрезмерно неспешное повествование, которое, скорее всего, легко бы было уместить в те же самые 20 минут.
Людям нравятся проекты вроде «Рика и Морти», потому что за короткий эпизод они способны выдать идеи для пары-тройки полнометражек. Ценят «Все везде и сразу» за умение сочетать в себе, казалось бы, несочетаемое. Ну, и, конечно, им по душе текущее направление проектов Marvel и DC, ведь они в предельно доступной форме отражают концепцию мультивселенной.
«Темная материя» среди всех этих продуктов массовой культуры словно претендует на оригинальность, авторский подход, неконвейерное высказывание, но по факту проект замыкается на идее не первой свежести о том, что надо принимать свою жизнь такой, какая она есть, и не ныть, ведь может быть еще хуже. Что успех не важен, если в жизни нет любви. Подобные смыслы можно начерпать во многих ромкомах нулевых.
Перемещаясь по разным вариантам своей жизни, Джейсон стремится собрать идеальный мир. Взяв карьерный прорыв из одной вселенной, а семью — из другой, он рассчитывает, что всех переиграл и теперь будет счастлив, но не получается. Все складывается не так, как он представлял, потому что его психолог права — из всех вариантов вселенной, которые он может выбрать, шатаясь по темному коридору, больше всего ему интересен сам коридор. Прямо как в фильме «Господин Никто»: пока выбор не сделан, все на свете возможно.
Если «Темная материя» и может что-то предложить, так это вариант утешения. Проще думать, что хорошо там, где нас нет, чем встать с дивана и что-то сделать. Сериал дает возможность не корить себя за ошибки прошлого, кому-то может этого не хватать. В остальном — есть несметное количество научно-фантастических и супергеройских проектов, которые представляют тему альтернативных реальностей куда более нетривиально.
Остается надеяться, что в какой-нибудь другой вселенной Блейк Крауч передумал насчет сериала или решил хотя бы уместить первоисточник в полнометражный фильм, но пока этот кот Шредингера скорее мертв, нежели жив.