Шахматы

19 марта 2014, 21:06

Не день Крамника

ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ-2014

В шестом туре квартет россиян потерпел сокрушительное поражение от команды "Остального мира" – 1-3, а мог бы проиграть и вовсе всухую. Вишванатан Ананд продолжает лидировать в турнире претендентов, на пол-очка от него отстает Левон Аронян.

Этого дня в Ханты-Мансийске ждали с особым нетерпением, по причинам отнюдь не шахматного порядка. Дело в том, что в шестом туре должны были играть Владимир Крамник и Веселин Топалов, игроки, избегающие всяческих контактов после своего матча в Элисте-2006, вошедшего в историю с прискорбным эпитетом "туалетный".

С тех самых пор экс-чемпионы мира, вспомнив "холодную войну" времен Карпова и Корчного, не соблюдают традиционный ритуал перед началом партии: не жмут друг другу руки. В 2008 году в Вейк-ан-Зее из-за этого даже возник небольшой скандал, а когда в последующие несколько лет Крамник с Топаловым играли в Amber-турнире, оба делали вид, что соперника не существует... Изменится ли что-то в Хантах?

Минут за десять до пуска часов их столик был в эпицентре внимания. Болгарская команда первой прибыла к Академии шахмат Югры. К зданию медленно подъехала "маршрутка" с тонированными стеклами, из которой вышел руководитель делегации Райчо Господинов, прибывший накануне президент ЕШС, многолетний менеджер и друг Топалова Сильвио Данаилов, а за ним – и сам Веселин. Все сосредоточенные, с серьезными лицами... Несколькими минутами позже прибыл Крамник. В гордом одиночестве и на своих двоих. Обычная его полуулыбка на лице отсутствовала.

Топалов сел за стол, обхватил голову руками, закрыл глаза и в таком состоянии пребывал несколько минут. На появление Крамника он не отреагировал никак. Тот, в свою очередь, сделал вид, что не заметил соперника. Владимир уселся, разгрузил поклажу, налил чай, протер очки – все без малейшей реакции со стороны Веселина. Казалось, смахивая пыль с доски, они стараются ненароком не дотронуться друг до друга. Оставался последний шанс – рукопожатие перед пуском часов.... Но – нет!

Болгарин, глядя в пустоту перед собой, получил согласие нажать кнопку часов, и партия началась. Кажется, что примирение для этой пары просто невозможно.

А ведь только в "классику" они играли уже в 55-й раз. До сих пор у Крамника был солидный перевес: 14 побед и 9 поражений при 31 ничьей. Хотя последнюю "черную" партию против Топалова – ту самую скандальную, из Вейк-ан-Зее – ему хотелось бы забыть как страшный сон: то был форменный разгром в "системе Ботвинника".

Теперь россиянин избрал систему проще – ферзевый гамбит, который еще в 60-х в шутку назвали "дебютом матчей на первенство мира", а теперь верой и правдой служит ему в турнире претендентов. Ничьи с Анандом, сыграв 4...cd, он достиг легко и непринужденно. С Топаловым пошел на обычные варианты – с его любимым 5.Сf4, и по ощущениям, с дебютными трудностями тоже справился довольно быстро.

А потом... Потом было что-то необъяснимое. Веселин предложил жертву пешки на h4, которая могла привести к острейшей игре, а Владимир ее не взял. Вместо этого он законопатил королевский фланг и начал игру на ферзевом, где был слабее.

– Я был очень удивлен выбором черных, – пожал плечами Топалов. – Уже не помню всех вариантов, но там мои фигуры удачно "выскакивали": ферзь шел на a4, пешка на b5, плюс слон с h2 контролировал поле на b8. В общем, черным и так нелегко, а тут еще 13...а5? По-моему, после 17.а4 у меня абсолютно выигранная позиция.

Самое удивительно, что перед 13-м ходом Крамник просидел больше получаса!

О чем экс-чемпион думал все это время, журналисты так и не узнали – несмотря на четкие правила, на пресс-конференцию Владимир не пришел. Топалов же вплоть до 27-го хода, когда Крамник не использовал свою последнюю возможность побороться за ничью (27...Кf6 вместо 27...Лc2), играл как автомат. А дальше если и задумывался, то исключительно ради того чтобы ничего не зевнуть, как вчера со Свидлером.

– Сегодня вообще старался играть как можно проще, – улыбнулся Топалов. – После того как вчера подставлял буквально через ход, это было главным условием.

– Но ваш дебютный выбор не выглядит осторожным!

– Вы правы – решил рискнуть. Вариант на одну партию...

– Потому что это был Крамник?

– Нет, на это я вообще не обращал внимания. Решил играть 8.Се5 и 11.Сh2 только во время партии. После четырех ничьих подряд и вчерашнего поражения... надоело играть правильно! Очень рад, что это привело к важнейшей для меня победе.

Удивительное дело: до партии с Топаловым Крамник выглядел одним из главных фаворитов турнира, играл уверенно, сильно, ни в одной из партий не допускал даже мысли о том, чтобы выпустить из рук нить игры. Здесь же совершенно растерялся, совершив несвойственную для него позиционную ошибку, даже не зацепившись за борьбу. До партии с Крамником Топалов никак не мог найти себя – его игре явно не хватало цельности, инициативности, он точно не знал, что делать после того как выходил из дебюта. Теперь же – железной рукой провел партию от первого и до последнего хода, не дав сопернику шанса улизнуть на ничью. Загадки, загадки...

Впрочем, Крамник, который спустя полтора часа все-таки вернулся в пресс-центр и провел свою эксклюзивную конференцию, ничего особенного в ней не увидел.

– Считайте, что сегодня был не мой день, – развел руками Владимир. – Такое порой случается: не угадал с дебютом (чувствую, что явно недоработал в этом варианте) – и ничего не смог ничего придумать дальше... По сути, я проиграл компьютеру. Но это не перечеркивает все, что я сделал до этого в турнире. В конце концов, в Лондоне первую половину тоже закончил в "полтиннике", но пока отрывы не так велики, у меня нет опасения за исход всей кампании. Не хочется оправдываться, но из шести партий в четырех у меня были черные фигуры, так что нет ничего страшного.

Теперь у Крамника и Топалова поровну очков, турнир начинается для них заново. Кстати, та же история и у Свидлера с Мамедьяровым. Кто мог предположить такое после трех туров, когда у Петра были "+1" и сумасшедший настрой, у Шахрияра же – "-2" и ощущение турнирной комы. Ну, а теперь у всех четверых – "полтинник"!

Свидлер, конечно, шокировал всех своим дебютным выбором – 1...f5, дав отставку любимому "Грюнфельду" и староиндийской. Летом-2013 он однажды попробовал на быстром турнире в Одессе голландскую защиту против Грищука, которого знал как облупленного, мог предвидеть его реакцию. Но сыграть так в претендентах?

Мамедьярова этот ход вывел из строя ненадолго, минуты на три. Но он не пошел на принципиальные форсированные варианты, избрав боковое продолжение.

– Я планировал применить этот новый для себя дебют по ходу турнира, – объяснил Свидлер свой выбор. – Решил, почему не сейчас? У нас получилась очень интересная позиция, в которой мы играли не вполне обычным для "голландки" образом.

Белые не получили ничего особенного по дебюту. Могли бы и еще меньше, сыграй Петр 12...Кg4. Но это выглядело бы слишком вызывающе, черные вернулись в русло типичных продолжений – и почти до самого конца ничего не было ясно. Мамедьяров поддавливал, Свидлер находил довольно эффективную контригру, которая в любой момент могла привести его не только к равенству и ничьей, но даже к перехвату.

– Партию решили три моих хода: 23...Фс8, 24...h6 и 25...Сd5, – подвел грустный итог Свидлер. – Увы, я по-прежнему никак не могу контролировать моменты отключения своей головы. Дальше Шахрияр не оставил ни единого шанса продолжить борьбу.

– Рады, что завтра, в выходной, будет возможность немного успокоить нервы?

– Я гораздо больше порадовался бы, если он наступил четыре часа назад... После столь оптимистичного старта получить три сумасшедшие партии, в которых я мог не набрать вовсе ни одного очка, было очень неприятно. Что ж, будем отдыхать.

С чувством выполненного долга уходит на выходной и Сергей Карякин, который с большим запасом сделал ничью черными с Анандом в "берлинском" эндшпиле.

– Не скажу, что я играл строго на ничью, – сказал гроссмейстер, поддерживаемый финансовой компанией "Альпари". – Вспомните хотя бы матч Ананда с Карлсеном, в котором Магнус поставил большие проблемы перед Вишванатаном. Если кто сегодня и играл без риска, – это мой соперник. От черных потребовалось за доской найти несколько точных ходов, после которых инициатива белых постепенно испарилась.

Об этом говорило хотя бы то, что Ананд, обычно беззаботный, на этот раз внимательно вглядывался в монитор и своего соперника, силясь отыскать момент, когда мог сыграть сильнее и получить хоть какие-нибудь шансы на победу.

– Как оцениваю прошедшие три тура? – задумался экс-чемпион мира. – Нормально. Я имел лучшую позицию сегодня, был близок к победе вчера... Надо понимать, что это турнир претендентов, тут не удастся выиграть каждую лучшую позицию.

Тем не менее, Ананд по-прежнему остается единоличным лидером турнира. Встать вровень с ним после шести туров мог Аронян, но споткнулся об Андрейкина.

После нестандартного дебюта, в котором Дмитрий получил двух коней за ладью, казалось, Левон постепенно "перекатает" соперника, – и тот откровенно признался, что после 27.Лd4 был близок к тому, чтобы остановить часы. В самом деле – белые фигуры были всюду, черным же никак не удавалось наладить координацию.

– Я сделал буквально первый попавшийся ход, – честно признался Андрейкин. – Не надеялся, что удастся спасти этот эндшпиль. Но... Левон явно поторопился.

– Во-первых, не надо было менять слона на коня, – грустно заметил Аронян. – А во-вторых, я мог получить ту же позицию, но с выигрышем нескольких темпов.

Левон показывал какие-то варианты, но по его лицу было видно, что у него просто не оставалось сил, чтобы реализовать их в жизнь. Победы требуют энергии, а у него после титанических битв со Свидлером и Крамником их просто не осталось.

Но теперь будет возможность подзарядить батарейки. Завтра – выходной.

ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Турнир претендентов-2014. 6-й тур. Топалов (Болгария) – КРАМНИК – 1:0, Мамедьяров (Азербайджан) – КРАМНИК – 1:0, Ананд (Индия) – КАРЯКИН, Аронян (Армения) – АНДРЕЙКИН – ничьи. После 6-го тура. 1. Ананд – 4. 2. Аронян – 3,5. 3-6. Мамедьяров, Свидлер, Топалов, Крамник – 3. 7. Карякин – 2,5. 8. Андрейкин – 2.