Фехтование

2 сентября 2011, 01:10

Алексей Якименко: "После ударов саблей горит вся спина"

ФЕХТОВАНИЕ

Интервью "СЭ" дал 27-летний четырехкратный чемпион мира и восьмикратный чемпион Европы в сабле

Беседовали мы с Якименко два с половиной часа, хотя, кажется, могли и больше. Лучший наш саблист - любопытнейший собеседник, интеллектуал от спорта. Теперь понятно, почему завершившим карьеру фехтовальщикам не составляет проблем найти себя в дальнейшей жизни.

- Почему российским фехтовальщикам сабля традиционно удается лучше других видов?

- Трудно сказать. Конечно, сабля занимает ведущее место среди остальных видов, она подчеркивает менталитет русского человека. Сабля - для хитрых и умеющих быстро принимать решение людей. Многие талантливые спортсмены выбирают именно ее.

- Боксерам традиционно неудобно действовать против левшей. Вам фехтование левой дает преимущество над соперником?

- Не думаю, что боксерам-профессионалам, тому же Поветкину, сложно перестроиться. Какое-то значение это, наверное, имеет, но серьезные проблемы вряд ли кто испытывает. Не такая уж между левшами и правшами разница, чтобы подбирать специальную тактику и по косточкам раскладывать действия противника.

- А сложно давалась учеба в РГУФК?

- Я неоднократно и успешно представлял свой вуз на универсиадах, не поехал лишь на последнюю: сезон больно загруженный. Разумеется, мне делали поблажки. Но с другой стороны, университет не особо хотел со мной расставаться. Ему тоже нужен результат. Так или иначе, мои студенческие годы завершились.

- Учиться вам было интересно?

- Нет, ведь постоянно сидел на сборах. Студенческой жизни в традиционном понимании, походов, тусовок и выпускных, у меня не было. Да и среди друзей по университету - только те, кто связан с фехтованием.

- Вернемся к универсиадам. Разрыв ахиллова сухожилия в Белграде-2009 вы считаете самым запоминающимся событием в жизни…

- То был психологический удар. Когда услышал диагноз, даже поверить не мог. Понял, что пропускаю чемпионаты мира и Европы, вылетаю из Топ-16 рейтинга, вернуться куда невероятно сложно. Мои близкие и друзья, болельщики и спортсмены, глядя на меня, даже не подозревали, что пришлось пережить. Все по-прежнему наблюдали веселого и разговорчивого молодого человека с гипсом на правой ноге. А мыслей-то было очень много. Не успев еще толком залечить ногу, снова выступал на соревнованиях. Серьезная травма всегда многое меняет в жизни спортсмена.

- Что она поменяла в вашей жизни?

- Отношение к реальности. Признаюсь, всерьез рисковал вообще никогда не вернуться на дорожку. Первая операция в Белграде прошла крайне неудачно, в Москве пришлось все переделывать.

- Вашу карьеру спасла повторная операция?

- Только она. Первую сделали по старинке, совсем не так, как надо. Доктора находились в панике, с подобными травмами они никогда не встречались. Решение следовало принять быстро, и мы ошиблись. Было время на возвращение в Москву, но стали оперироваться в Белграде.

- Повреждение все еще беспокоит?

- Ахилл зарос, но в этом сезоне сильно подвернул левую ногу, вот она теперь беспокоит. Но отношусь ко всему философски. Если человек проснулся, а у него ничего не болит, значит, он умер. С этой пословицей и иду по жизни.

- Когда переехали в Москву?

- В 96-м приехал впервые, а на следующий год поступил в УОР на Первомайской. С тех пор москвич.

- В родном Барнауле бываете часто?

- Последний раз - неделю назад, а до того три года не приезжал. Все близкие давно перебрались в Москву, только бабушка там осталась.

- Многих из вашего поколения Барнаул подарил мировому спорту?

- Единицы. Мои земляки и друзья - Котова, Хорохордин, Гречин. Возможно, не назвал еще двух-трех человек.

- Чусовская шпана в свое время имела виды на форму сборной России саночника Демченко. Воспоминания, оставшиеся от барнаульского детства у вас?

- Что можно взять с ребенка, у которого за душой ни гроша? Уехал-то рано. Да и вообще с криминалом особо не встречался. Чтобы побили - такого точно не было. Вспоминаю дворы, по которым бегал, своего учителя физкультуры. К сожалению, у него большие проблемы со здоровьем, и при встрече он меня не узнал. В целом же, знаете, детские воспоминания гораздо ярче, нежели то, что я вижу сейчас. Однако многие все же смогли найти себя, и за них я очень рад. Хотя город проблемный, совсем недалеко - Казахстан. Наркомания. И при всем при этом Барнаул развивается, постепенно поднимается до уровня нормального города.

- Прославленный пятиборец Моисеев весьма скептически настроен по отношению к футболистам. А вы?

- Прекрасно понимаю Андрея. Дважды выиграть Олимпийские игры может только суперталантливый человек. Необходимо работать больше, чем та лошадь, поджидающая его на ипподроме. А имеет Моисеев много меньше игрока первой лиги. Я нисколько не хочу принизить достоинство футболистов, надеюсь, они меня поймут. Организовать на поле одиннадцать человек, сделать их единой командой совсем непросто. По труду, самоотдаче на поле мне, например, импонирует Тимощук, читать его интервью очень интересно.

- У вас сборы - 300 дней в году…

- А посмотрите на Поветкина, он, кстати, один из моих любимых спортсменов. Далеко не глупый человек, отменно говорит и отлично понимает ситуацию. И сколько работает!

- Чем вам так импонирует Поветкин?

- Смотрел его встречу против не самого сильного соперника (Николая Фирты. - Прим. Д.О.) - тот самый бой, где Саша в самом начале сломал руку. Мне понравились слова его тренера: "Да, ты сломал руку и не можешь боксировать, но этим-то профессионал от любителя и отличается". А сам Поветкин скромно сказал в интервью, мол, немножко повредил руку. Мне такая позиция близка, в самой безнадежной ситуации фехтую до последнего, даже если очень больно.

- Неоднократно с тяжелыми травмами продолжал бороться и Александр Карелин.

- Есть люди - будто с другой планеты. Скажу больше: Карелина и Федора Емельяненко не считаю людьми. Они принадлежат к высшей расе. А того же Поветкина не считаю суперталантливым. Но он сделал себя сам и очень правильно себя ведет. Этим и привлекает. К тому же при серьезной работе многого может добиться и не самый талантливый человек.

- Поветкин - правильный, а людям зачастую интересны спортсмены, вокруг которых интриги, скандалы и нерв.

- Если человек делает все для пиара, это уже не спортсмен, а футболист. Пусть выскажу банальность, но работа спортсмена очень сложна. По телевизору мы видим лишь финальную часть проделанного труда, а предшествующую соревнованиям работу на грани не видим. Спортсмены должны зарабатывать, разве не так? В последние годы существенную поддержку нам оказывает министерство спорта. Видно, что Мутко мы небезразличны. Он искренне желает помочь, часто встречается со спортсменами и интересуется нашими делами. Все зависит от результата: выигрываешь, значит, можешь кое на что претендовать. Спортсмен высокого уровня, исправно приносящий медали, - вполне обеспеченный человек. Нужна некая база, фундамент, с которого можно было бы безболезненно перейти в ту жизнь, что ожидает по окончании карьеры. Хотя большинство спортсменов, представляющих олимпийские виды, тренируются не за деньги.

- За что же?

- За патриотизм, за страну, за самоутверждение. Но далеко не ради славы.

- К понятию "патриотизм" в современном обществе отношение весьма ироничное. Есть ли он еще, патриотизм?

- Да, времена изменились. Это тридцать лет назад Виктор Алексеевич Кровопусков выиграл четвертое олимпийское золото, а ему подарили "Волгу", хотя могли и без нее оставить. Человек был патриотом и меньше всего думал о подарках. Нынче немного не так, но поверьте мне на слово: представлять свою страну - великая честь для любого нормального спортсмена. Мы представляем великое государство и понимаем это. Конечно, не в прежних масштабах, но тем не менее.

- Кто для вас Станислав Поздняков?

- Мы довольно долго были в одной команде, и он, сам того не понимая, помог мне стать хорошим спортсменом. Многое из его приемов, тактических действий я "украл" себе. Ведь прежде была конкуренция, был очень хороший спарринг. Кириенко, Фросин, Дьяченко, Поздняков - постоянно выходя на дорожку против этих фехтовальщиков, всему можно научиться. Увы, сегодня спортсменов подобного уровня почти не осталось.

- Люди, обращающиеся к фехтованию раз в четыре года, наверняка знают две фамилии - Поздняков и Колобков.

- Их знают не так, как должны были бы знать. О Станиславе Алексеевиче и Павле Анатольевиче нужно рассказывать, они как никто достойны этого. Пока же рядовому любителю спорта куда больше известны Жирков и Морозов. Поздняков, Колобков, Немов, Ягудин - кто выиграл больше их? А на вопрос: "Какого фехтовальщика вы знаете?" - большинство, возможно, вспомнят только Кровопускова - фамилия запоминающаяся. Такова общая тенденция. Вот я знаю об истории фехтования и его легендах практически все, а молодые спортсмены этим почти не интересуются. Им не-ин-те-ре-сно.

- Шпажисту Олегу Скоробогатову за сорок. Себя в спорте в столь почтенном возрасте видите?

- Нет. Олег фанатично предан фехтованию, патриот нашего вида спорта. Он, кстати, по-прежнему неплохо выступает. Да, на международном уровне ему сложно, но на внутрироссийских соревнованиях стабильно попадает в призеры. Просто в шпаге без "физики" делать нечего, это вам не сабля. А в 41, сами понимаете, быть в оптимальной форме уже совсем не просто.

- По антропометрическим данным вы Позднякову полная противоположность. Преимущество на дорожке получает большой или маленький?

- Не люблю сравнений с кем бы то ни было: все мы разные. Поздняков всегда тяготел к оборонительным действиям, здорово чувствовал защиту, дистанцию. В силу своей комплекции у меня несколько другие возможности, делаю ставку на атаку. Больше розыгрышей, созидания. А преимущество имеет тот, кто психологически устойчивее. Вот и все.

- В скорости саблист Якименко превосходит многих.

- Зато корейцам и китайцам уступаю. Тактика на бой зависит от конкретного соперника. Против одного надо действовать быстро и агрессивно, против другого - медленнее и расчетливее. Взять бокс - к кому-то надо поближе подойти, а с иным работать на дистанции. Так и у нас. Работа ног и там, и там одинакова. Оба вида вообще сильно похожи.

- С любопытством разглядываете свое тело по завершении схватки?

- Остаются синяки, рассечения. Однако на эту боль уже и внимания не обращаешь. Если колют шпагой, болит в одной точке. Ужасная боль! А после ударов саблей горит вся спина. Это более приятная боль, что ли. По крайней мере привычная. Вот я всегда удивлялся: как же шпажисты терпят такую боль? А они не понимают, как можно приспособиться к нашим ощущениям.

- Период расцвета фехтовальщика?

- 24-30 лет.

- После "тридцатника" закат неизбежен?

- Смотря, как соблюдаешь режим. Если любишь выпить и хорошо поесть - тогда конечно. Однако пример Скоробогатова показывает, что все возможно. Просто мало кто остается в спорте так долго.

- Неоднократно доводилось слышать, что фехтовальщики - народ не шибко режимный.

- Спортсмены - не монахи. 80 процентов могут позволить себе выпить. Это не значит, что пьем в ночь перед стартом, но после победы на чемпионате мира - почему бы и нет? Командный турнир обновленная сборная не могла выиграть с 2005 года, и, наконец добившись цели, естественно, хорошенько посидели. Слабоалкогольные напитки, правда, не употребляю. Переношу только виски и ром. Расслабиться после долгой и изнурительной работы тоже очень важно.

- Ваш любимый фильм - "Брат". Близок по духу главный герой?

- Спортсмены высокого уровня, так же как художники и музыканты, немного повернуты головой. Это я могу сказать совершенно точно. Таков и Данила Багров: никто и никогда не найдет правду в одиночку. Но мне нравятся люди, которым она интересна.

- Концерт какой группы вам хотелось бы посетить?

- Особого времени на посещения концертов нет, да я и не любитель. Нравятся бродвейские мюзиклы. Но если бы вдруг ожил Фредди Меркьюри - побежал бы за билетом.

- У Позднякова в вашем возрасте был собственный сайт. Почему у вас нет?

- Он, знаю, за этим сайтом не следил, наполнением занимались его друзья. В сайтах есть и минус: спортсмен выигрывает не всегда, а опубликовывать надо все, не ждать хорошего результата. Нужно чем-то заинтересовать посетителей. У меня много друзей-компьютерщиков, но все это мне абсолютно неинтересно.

- Что у вас за машина?

- "Мерседес С 530", подарок Алишера Бурхановича Усманова. Честно вам скажу: не знаю, что бы делал, если бы не было Усманова. Он внес поистине огромный вклад в развитие российского фехтования.

- Столь ценный подарок достался только вам?

- Еще Великой и Решетникову. Пока в нашем штабе три "мерседеса".

- Колобков нынче замминистра спорта. Видите себя в чиновничьем кресле по завершении выступлений?

- Он действительно молодец. Общается, замечу, со мной наравных, что весьма ценно в его статусе. Считаю, Колобков - пример для подражания. Но если сам буду задумываться о будущем, проиграю на дорожке.

- Как будете готовиться к Олимпийским играм?

- Мы имеем хорошего тренера. Кристиан Бауэр как никто знает, что нужно делать. Нет ничего хуже рутины, а он умышленными "стрессами" гениально раскрашивает обстановку. Допустим, заканчиваем тренировку - и идем играть в пейнтбол.

Дмитрий ОКУНЕВ