Газета Спорт-Экспресс № 258 (2751) от 9 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 ноября 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СБОРНЫЕ СССР/РОССИИ

1982. ИСПАНИЯ

Ринат ДАСАЕВ

Великие тренеры, на мой взгляд, склонны гиперболизировать потенциальные возможности игроков, открытых ими, не в меньшей степени, чем болельщики: дескать, вот этот безусый форвард вторым Стрельцовым станет, а вон тот, впервые появившийся в составе полузащитник - копия Валерия Воронина... Правда, футбольные эксперты делают свои ошеломляющие прогнозы, как правило, не в присутствии нашего брата журналиста, который на следующий день процитирует сенсационное высказывание миллионным тиражом, а в узком семейном кругу помощников по клубному тренерскому штабу или близких друзей.

Теперь вы можете представить, насколько я был поражен, когда осенью 79-го Константин Бесков после ничейного матча "Спартака" с "Пахтакором" в своем номере люкс ташкентской гостиницы "Узбекистан" сначала долго сокрушался по поводу результата - 1:1, а потом неожиданно произнес: "Знаешь такого вратаря Рината Дасаева? Так вот, поверь моему чутью: пройдет несколько лет, и футбольный мир его признает, как в свое время Льва Яшина". И для большей убедительности добавил: "Можешь в газете так и написать".

Сам же Яшин, человек на редкость скромный, хотя, понятно, в меру честолюбивый, никогда не опасался того, что кто-то разделит с ним или затмит его славу. Я утвердился в этом лишний раз, когда приехал в Новогорск, где сборная СССР готовилась к ЧМ-82. Посмотрел на лавочке вместе с Яшиным тренировку, после которой Лев Иванович подозвал к себе Рината и минут за пятнадцать, как бы ненароком, в непринужденном разговоре о житье-бытье, о соленом вратарском счастье, успел дать несколько бесценных профессиональных советов. А на прощание обнял Рината и сказал: "Я в тебя верю".

Дасаев же нуждался в поддержке, как никто другой. Его, трижды кряду признанного голкипером страны номер один в престижном списке "33", его, блестяще защищавшего ворота в отборочных и товарищеских матчах в сезоне 81-го со сборными Исландии, Уэльса, Турции, Чехословакии, Швеции, Франции, в преддверии самого чемпионата словно кто-то сглазил: весной дасаевская игра выглядела не столь надежной, как прежде, да к тому же в одном из матчей он получил травму, из-за которой пропустил в мае принципиальный поединок с московским "Динамо".

Футбольная общественность была не на шутку встревожена. Умудренные опытом специалисты в один голос твердили: в нашей команде собраны очень хорошие полевые игроки, но в ней нет настоящего вратаря. Большинство склонялось к тому, что место "часового" надо срочно передоверить Виктору Чанову из киевского "Динамо".

Если бы это произошло, то, вероятно, сверхоптимистичному прогнозу Бескова сбыться было бы не суждено. Но мудрый Константин Иванович не только не последовал совету коллег, но и, более того, вместо Виктора Чанова взял в Испанию его старшего брата Вячеслава из московского "Торпедо". И при этом, дабы не нервировать Дасаева, сразу же отвел Чанову-старшему роль дублера.

13 июня Ринату в первом матче нашей сборной суждено было столкнуться лицом к лицу с кудесниками мяча - бразильцами. "Мы бразильцев не боимся. Но и они нас тоже", - в шутку заметил в начале репортажа Николай Озеров, который, видимо, не мог предположить, что после удара Андрея Баля наши поведут в счете, что не увеличат разрыв только потому, что испанский арбитр не назначит стопроцентный пенальти, и что Дасаев будет творить чудеса, заставляя соперников в отчаянии простирать руки к небу и просить Бога о помощи. И хотя в конце концов неотразимые удары Сократеса и Эдера достигли цели и принесли бразильцам победу, именно вратарь советской сборной был признан истинным героем этой незабываемой футбольной драмы. В которой, как признался мне чуть позже легендарный голландец Йохан Кройф, нашим футболистам, и прежде всего вратарю, "противостояла сильнейшая сборная чемпионата, заслуживавшая золотых медалей гораздо больше, чем итальянская".

Как бы то ни было, а на следующее утро, 14 июня, в день своего 25-летия, Дасаев проснулся всемирной знаменитостью. И пропустив в остальных четырех встречах с Новой Зеландией, Шотландией, Бельгией и Польшей лишь два мяча (это произошло в игре с британцами), по праву вошел в символические звездные команды чемпионата мира-82, составленные его организаторами, футбольными маэстро и аккредитованными на турнир журналистами.

В том же году в споре за "Золотой мяч" Дасаев станет шестым игроком континента, в 85-м - девятым и, наконец, под занавес его впечатляющей карьеры по итогам сезона 1988 года журнал "Фуссбалль-Вельтцайтшрифт" и международная федерация футбольной статистики и истории назовут Дасаева лучшим вратарем планеты.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ