Легкая атлетика

28 февраля 2016, 13:45

Каниськина и Кирдяпкин вернулись с триумфом

Владимир Иванов
Обозреватель
На трассе "Формулы-1" в Олимпийском парке прошел чемпионат России по спортивной ходьбе, который ознаменовался медальным камбэком Ольги Каниськиной, Сергея Бакулина и Сергея Кирдяпкина, отбывших дисквалификацию.
Сочи. Сергей КИРДЯПКИН на дистанции.
Сочи. Сергей КИРДЯПКИН на дистанции.

Владимир ИВАНОВ
из Сочи

У Кирдяпкина после его второго места на дистанции 35 км спрашивали:

– Почему вы приняли решение вернуться?

– Наверное, потому, что больной, – без тени смущения отвечал спортсмен из Мордовии.

Сергей и вправду болен. Спортом. Ходьбой. И желанием доказать свою правду. Ему 36. Последним его стартом были Олимпийские игры в Лондоне. На которых он победил. Ранее Кирдяпкин выигрывал золото на двух чемпионатах и двух Кубках мира. Несмотря на дисквалификацию, все награды у него сохранились (хотя ВАДА и ИААФ с этим не согласны). Ему бы зажить тихой жизнью. Ходить на рыбалку, устроиться на работу. Ан нет. Полез в пекло. Решил, что может вернуться и всем все доказать. Обычно подобные эксперименты успешно удаются героям американских фильмов. Но и Сергей уверенно сделал первый шаг, обыграв после более чем трехлетнего перерыва почти всех.

Финишировать раньше удалось лишь еще одному спортсмену из Саранска – 29-летнему Сергею Бакулину. Самому молодому в истории легкой атлетики чемпиону мира в ходьбе на 50 км. Это достижение, к слову, было установлено еще в 2011-м. Как известно, Бакулин из-за абнормальных показателей биологического паспорта был отстранен на те же, что и Кирдяпкин, три года и два месяца. Причем срок дисквалификации новоиспеченного чемпиона России истек лишь за четыре дня до старта – 23 февраля.

Победителя и серебряного призера сразу после финиша увели на сдачу допинг-проб, а на старт 20 км вышли женщины. В числе которых была олимпийская чемпионка Ольга Каниськина.

Как в лучшие годы, уже после отсечки в 5 км она начала отрываться от преследовательниц. Я смотрел на нее и внутри у меня все дрожало. Не могу судить, занималась ли она спортивным обманом, а если да, то насколько осознанно. Но глядя за тем, как, изнывая от жары и усталости, хрупкая, словно с тросточками вместо ног, 31-летняя спортсменка морщила лицо, отчаянно фокусировала плавающий взгляд, но не сбавляла темп – я могу ручаться за ее характер. Он отличается от ее внешнего вида, как портрет Дориана Грея от самого Дориана Грея. 40 кг снаружи и тонна внутри.

Сочи. Ольга КАНИСЬКИНА на зимнем чемпионате России.
Сочи. Ольга КАНИСЬКИНА на зимнем чемпионате России.

ПОХОД В ДЖУНГЛИ

Признаюсь, изначально к участию вышеназванной троицы в чемпионате страны я был настроен скептически. Спортивная ходьба в нынешнем ее проявлении казалась мне левиафаном российской легкой атлетики. Послефинишные отказы мордовских спортсменов от интервью, за исключением Кирдяпкина, предупредившего, правда, что допинговые темы под запретом, по идее, также не должны были добавить им симпатии. Но вместо отторжения пришло желание понять опальных спортсменов, постараться узнать, что ими движет.

Вернувшиеся после дисквалификации походили на привыкших ко всем благам цивилизации людей, оказавшихся в диких джунглях. Явственно ощущалось, что они постоянно ждут какого-то подвоха. Во взглядах и жестах читалось недоверие. Уже после женского захода я приметил спокойно стоящего Бакулина и обратился к нему с просьбой об интервью. Тот бросил: "Позже", – и начал уходить от меня с той же скоростью, с которой часами ранее бороздил трассу "Формулы-1". Пока Сергей не полностью скрылся с горизонта, успел крикнуть ему, что если он не хочет беседовать, можно просто сказать об этом, и дело с концом. Чемпион России почему-то о таком варианте не подумал. И, остановившись, пожал плечами: "Поймите, у меня примета такая – не говорить до главных стартов. Я суеверный. Давайте потом как-нибудь". Давайте.

Показательный эпизод произошел после финиша женской двадцатки. Главный судья соревнований предложил Каниськиной бутылку воды. Несмотря на то что она была запечатанной, Ольга отказалась. Ходила туда-сюда, поздравляла девочек, занявших второе-третье места, и лишь когда свой тренер принес ей бутылку, она с жадностью бросилась утолять жажду.

А ведь все они вернулись в спортивные джунгли добровольно. Могли сидеть дома и не высовываться. Теперь же могут раззадориться дикие звери ИААФ и ВАДА, которые наверняка даже предполагать не смели, что возрастные мордовские спортсмены пойдут на такое. И если ничего не смогут поделать сами, что вероятно, постараются прижать ВФЛА и Минспорта, дабы те, в свою очередь, усмирили сложноподчиненные спортивно-бунтующие массы. При этом журналисты и общественность настроены на вернувшихся примерно с той же настороженностью и недоверием, как и те к ним.

Каниськина, Кирдяпкин и Бакулин все это понимают. Должны понимать. Как и Емельянов с Лошмановой. Именно через "о". Так она была записана в предстартовых протоколах. Хотя, может, это другой человек? Если же серьезно, Стас и Лена, которые формально могут выходить на соревнования, в последний момент снялись с чемпионата страны. Почему – остается только догадываться. При желании сделать это можно. При этом они тренируются, и не за горами день, когда случится и их камбэк. Почему? Потому что они, как и их старшие товарищи, искренне верят в свою правду. В ней, как говорил самый известный российский брат, и заключается сила. При этом какая она, правда, у мордовских ходоков – пока непонятно. Будем верить, что в один прекрасный день они поделятся ею с нами.

Петр ТРОФИМОВ. Фото REUTERS
Петр ТРОФИМОВ. Фото REUTERS

ДАДИМ СЛАБИНУ – С НАС НЕ СЛЕЗУТ

Вопрос, который волнует многих: может ли возвращение ходоков негативно сказаться на настроении людей, в руках которых нити судьбы российской легкой атлетики. Наверное, да. Но стать решающим фактором – вряд ли. Во время субботних соревнований мы заговорили об этом с одним из тренеров.

– Да пошли они все, – махнул он рукой. – Все принимали участие в соревнованиях на законных основаниях. Хватит уже прогибаться. Дадим слабину – с нас уже не слезут. С чего мы должны следовать каждой их рекомендации, ущемляя собственные интересы?

Мысль собеседника была предельно понятной. Вы можете с ней соглашаться, можете нет. Но она имеет право на существование. Имелось в виду следующее. Возвращение условных Джастина Гэтлина и Тайсона Гэя никого не смущало. А если и смущало, то не настолько, чтобы бить в колокола с криками: "Как они смеют". Хотя американских спринтеров, если говорить о системе, "погорело" уж точно не меньше, чем российских ходоков. Вот только мы на спортивно-политическом ковре абсолютно беззащитны. До сих пор, например, не можем "пробить" не то что извинений, но даже возможности выступления ходока Емельянова, допинг-проба "Б" которого в Кельнской лаборатории дала отрицательный результат. По сути, 100-процентно выигрышное дело.

Отчасти я согласен с мнением тренера. Только не подумайте, будто призываю защищать тех, кто принимает запрещенные препараты. Речь о равновеликих для всех правилах игры. Допинг – это ужасно. Но если каждому спортсмену в мире дается один шанс на исправление, почему у российских атлетов мы должны его отнимать?

Любопытно, что продолжает бороться за свою правоту еще один наш отстраненный ходок – Александр Яргунькин. Об этом сообщил победитель чемпионата страны в заходе на 20 км Петр Трофимов, представляющий Чувашию.

– Для меня было принципиально обойти спортсменов из Мордовии, - заметил Трофимов. - У нас спортсмены из других регионов настраиваются на них, как все команды в чемпионате Испании на "Барселону". При этом дело в не в громких допинг-случаях. Конечно же, я о них слышал. Но судить никого не берусь. Я свечку не держал. Всегда относился к допингу отрицательно, но кто знает, как в каждом отдельном случае все было на самом деле. Вот когда я узнал про Яргунькина – был в шоке. Этот парень – один из самых честных людей, которых я знаю. Ну, не мог он! Ему же до сих пор так ничего не предъявили. Может, просто перестраховались? А он все равно продолжает тренироваться. Один! Верит в лучшее. Я бы так не смог.