Гонки на асфальте - DTM
Избалованные звезды борозды не портят, но и пашут неглубоко. А гонщик со сложносочиненным гражданством, выступающий за "второсортную" команду, принес "Ауди" первую победу в сезоне. Как это получилось?
Пока "Ауди" и "Мерседес" делили чемпионат DTM на двоих, они ввели в обиход несколько интересных традиций. Среди них есть скорее приятные - к примеру, отдавать одну из боевых машин девушке. Но имеются и сомнительные - в том числе разделение "конюшен", использующих автомобили соответствующей марки, на две категории. С одной стороны, все участвующие в турнире команды сейчас вполне можно считать заводскими - они получают от производителей и гонщиков, и машины, и деньги на все связанные с DTM расходы. С другой, у обоих брендов имеется своя "гвардия". У "Мерседеса" это коллектив HWA, который является одним из многочисленных подразделений штутгартского концерна. У "Ауди" - команда Abt, официально независимая, но находящаяся на особом положении с тех самых времен, когда братья Абт решились заявить в чемпионат Audi TT на свой страх, риск и бюджет, без какой-либо помощи со стороны концерна.
Какими привилегиями пользуется "гвардия"? Именно в составе HWA и Abt выступают самые сильные гонщики. Туда из команд "второго эшелона" забирают хорошо проявивших себя спортсменов, а в обратном направлении "ссылают" пилотов, не оправдавших ожиданий руководства. Есть основания утверждать, что "гвардия" получает от производителей больше денег, чем остальные коллективы. Ранее неравенство усугублялось разницей в подготовке техники: HWA и Abt эксплуатировали новейшие болиды, в то время как команды "второго эшелона" использовали предыдущие версии боевых машин. Впрочем, организаторы турнира пытались вести борьбу за равноправие: в прошлом году автомобили последнего поколения должны были иметь на борту 25 килограммов балласта.
В прошлом году произошла сенсация: Мартин Томчик, не добившийся успеха в Abt и "сосланный" во "второсортный" коллектив Phoenix Racing, победил в турнире, оставив не у дел в том числе и своих бывших товарищей по команде - Маттиаса Экстрема и Тимо Шайдера (на счету каждого из которых имеется по два чемпионских титула). Почему это произошло - сам Шайдер объяснил "СЭ Мотор" в недавнем интервью. Покрышки "Ханкук", которые все участники DTM используют с прошлого года, оказались столь цепкими, что нивелировали главное преимущество автомобилей последнего поколения - более высокий уровень прижимной силы. Старые автомобили смогли за счет высоких сцепных свойств шин смогли проходить повороты на столь же высоких скоростях. А разгонялись резвее - за счет меньшей массы. Случилось невероятное: пилоты элитных команд стали жаловаться на неравноправие!
В этом году жаловаться им не на что: технический регламент изменился, прежние автомобили сошли со сцены, и для всех гонщиков построены одинаковые машины. Казалось бы, в равных с точки зрения условиях "гвардия" должна иметь определенное преимущество. Но на воскресной гонке в австрийском Шпильберге лучший из пилотов Abt - Маттиас Экстрем - был 3-м в квалификации, а в гонке финишировал еще ниже, на 4-й позиции. В то время как Эдуардо Мортара, выступающий за относящийся ко "второму эшелону" коллектив Rosberg, победил в квалификации, а днем позже выиграл и гонку.
Родившийся и проживающий в Швейцарии пилот, выступающий по итальянской гоночной лицензии и имеющий наряду с итальянским гражданством еще и французское, привлек к себе внимание еще в прошлом сезоне, когда стал лучшим из новичков. Особенно хорош он был на мокрой трассе: на проходившей по дождю квалификации в Шпильберге вполне мог взять поул - но дождь резко усилился именно во время решающей попытки. Позже Мортара дважды подряд финишировал на подиуме - оба раза в дождевых гонках. На сухой же трассе новичку не слишком хорошо удавалось нащупать предел. В том же Шпильберге, начав гонку с лучшего в карьере 4-го места, он выбыл из борьбы уже через 200 метров после старта - не поделил дорогу с одним из пилотов "Мерседеса". А под конец года основательно подпортил впечатление о себе двумя авариями в квалификациях (которые автоматом ставили крест на возможности показать хороший результат в гонках).
Воскресная победа заставила зрителей - а отчасти и руководство спортивного отделения "Ауди" - забыть о прошлогодних ошибках Мортары. Но насколько велики шансы молодого пилота удержаться в лидирующей группе? Гонщики Rosberg и Phoenix в этом году выступают нестабильно - в отличие от пилотов Abt, которые показывают пусть не лучшие, но ровные результаты.
Складывается ощущение, что сейчас, когда команды еще только осваиваются с новыми машинами, ключевым моментом является подбор настроек под конкретную трассу. Можно предположить, что инженеры команд "второго эшелона" больше склонны рисковать (и порой этот риск оправдывает себя на все сто процентов) - в то время как специалисты Abt действуют более методично, но менее агрессивно. Поэтому, к примеру, Маттиас Экстрем все четыре заезда закончил на 3-5 позициях: без особого блеска, но и без ощутимых провалов. Похожая ситуация складывается, кстати, и среди гонщиков, выступающих на BMW: на австрийском этапе ранее блиставший Спенглер не попал в первую пятерку, зато приехал на подиум небыстро раскачивавшийся Мартин Томчик.
За счет чего тогда стабильно быстр Гэри Паффет, во всех гонках сезона финишировавший на подиуме? Не исключено, что сказывается особое положение HWA, где строят машину и работают с ней на трассе если не одни и те же, то работающие в одной структуре люди. В то время как в лагере "Ауди" и BMW создатели автомобиля и гоночная команда - это два тесно сотрудничающих, но все-таки разных коллектива. Получается, что наличие привилегированных "конюшен" - пусть не всеми одобряемый, но правильный ход? И ключ к успеху - чтобы держать абсолютно все под контролем, как это делает "Мерседес", а не искать компромиссов в стиле "Ауди", чья избалованная привилегиями "гвардия" второй год подряд оказывается не так уж и эффективна в "бою"?
Кирилл КАЧНОВ
---
Чемпионат DTM. 4 этап. "Ред Булл Ринг" (Шпильберг, Австрия). Результаты гонки
Пилот | Команда | Автомобиль | Время | |
1. | Эдоардо МОРТАРА | Rosberg | Audi | 1:12.30,277 |
2. | Мартин ТОМЧИК | RMG | BMW | + 1,068 |
3. | Гэри ПАФФЕТ | HWA | Mercedes | + 2,142 |
4. | Маттиас ЭКСТРЕМ | Abt | Audi | + 2,769 |
5. | Джейми ГРИН | HWA | Mercedes | + 5,406 |
6. | Тимо ШАЙДЕР | Abt | Audi | + 35,351 |
7. | Майк РОКЕНФЕЛЛЕР | Phoenix | Audi | + 37,260 |
8. | Фелипе АЛЬБУКЕРКЕ | Rosberg | Audi | + 38,062 |
9. | Джоуи ХЭНД | RMG | BMW | + 39,419 |
10. | Аугушто ФАРФУШ | RBM | BMW | + 39,904 |
11. | Ральф ШУМАХЕР | HWA | Mercedes | + 43,567 |
12. | Роберто МЕРИ | Persson | Mercedes | + 50,339 |
13. | Роберт ВИКЕНС | Mucke | Mercedes | +1.05,670 |
14. | Сьюзи ВОЛЬФ | Persson | Mercedes | + 1.06,061 |
15. | Рахель ФРАЙ | Abt | Audi | + 1.06,998 |
сход | Бруно СПЕНГЛЕР | Schnitzer | BMW | |
сход | Дэвид КУЛТАРД | Mucke | Mercedes | |
сход | Мигель МОЛИНА | Phoenix | Audi | |
сход | Энди ПРИОЛЬ | RBM | BMW | |
сход | Дирк ВЕРНЕР | Schnitzer | BMW | |
сход | Кристиан ФИТОРИС | HWA | Mercedes | |
сход | Адриан ТАМБЕ | Abt | Audi |
Чемпионат DTM. Пилоты. Общий зачет после 4 этапов
Пилот | Команда | Автомобиль | Очки | |
1. | Гэри ПАФФЕТ | HWA | Mercedes | 83 |
2. | Маттиас ЭКСТРЕМ | Abt | Audi | 47 |
3. | Джейми ГРИН | HWA | Mercedes | 44 |
4. | Бруно СПЕНГЛЕР | Schnitzer | BMW | 43 |
5. | Мартин ТОМЧИК | RMG | BMW | 36 |
6. | Эдоардо МОРТАРА | Rosberg | Audi | 31 |
7. | Майк РОКЕНФЕЛЛЕР | Phoenix | Audi | 31 |
8. | Кристиан ФИТОРИС | HWA | Mercedes | 20 |
9. | Аугушто ФАРФУШ | RBM | BMW | 16 |
10. | Тимо ШАЙДЕР | Abt | Audi | 16 |
11. | Энди ПРИОЛЬ | RBM | BMW | 8 |
12. | Мигель МОЛИНА | Phoenix | Audi | 8 |
13. | Фелипе АЛЬБУКЕРКЕ | Rosberg | Audi | 8 |
14. | Ральф ШУМАХЕР | HWA | Mercedes | 7 |
15. | Дэвид КУЛТАРД | Mucke | Mercedes | 4 |
16. | Джоуи ХЭНД | RMG | BMW | 2 |
Чемпионат DTM. Производители. Общий зачет после 4 этапов
Производитель | Очки | |
1. | Mercedes | 158 |
2. | Audi | 141 |
3. | BMW | 105 |