Автоспорт

23 июля, 12:00

«Фиджитал-гонки — это не игрушка. Мы открыли дверь в будущее». Ротенберг — о развитии автоспорта

Борис Ротенберг оценил развитие фиджитал-гонок в России
Артем Бухаев
Корреспондент
Президент Российской автомобильной федерации рассказал «СЭ» о фиджитал-автоспорте.

В 2024 году на Играх будущего в Казани состоялся первый крупный турнир в дисциплине фиджитал-гонки, который совместил в себе реальные заезды и компьютерный симулятор. Основатель SMP Racing и президент Российской автомобильной федерации Борис Ротенберг считает, что у этого направления большое будущее. В интервью «СЭ» глава РАФ рассказал о преимуществах кибергонок и влиянии санкций на развитие автоспорта в нашей стране.

Всегда искали способы сделать автоспорт современнее

— В каком сейчас состоянии находится программа поддержки отечественных пилотов SMP Racing?

— Мы начали ее в 2013 году, когда автоспорт в России был развит гораздо хуже. Не было системы, не было трасс мирового уровня. Мы взялись за дело. Построили «Сочи Автодром» — трассу для «Формулы-1», которая приняла «Гран-при». Открыли «Игора Драйв» под Петербургом — комплекс, готовый принимать гонки мирового уровня. Его мы строили тоже под «Формулу-1», там все прекрасно функционирует... Но из-за санкций пока болиды королевской серии там не ездят. Но верим, что будут.

Создали трассы в Грозном, Казани. Это не просто асфальт — это инфраструктура, школа. Мы запустили программы подготовки: молодые пилоты вышли на мировую арену. Проводим такие чемпионаты, как Российская серия кольцевых гонок, где соревнуются наши ребята. В 2024 году в Сочи, в «Сириусе», организовали первую международную фиджитал-гонку — приехали участники из 14 стран, несмотря на санкции. Это наша работа. Это система, которой не было раньше. Сегодня автоспорт в России — это структура, где молодежь растет, где Россия показывает себя. Когда наш пилот поднимается на подиум, звучит гимн — это важно. Это про страну. Это всегда было важно.

Что собой представляют фиджитал-гонки, которые тоже начали активно развиваться в нашей стране?

Мы в SMP Racing всегда искали способы сделать автоспорт современнее. Реальные заезды — это физическая подготовка. Симуляторы — это технологии, доступность. Идея была простая: почему не соединить их? Так родились фиджитал-гонки, где пилоты соревнуются на болидах «Формулы-4» и на симуляторах, а результаты идут в общий зачет. В Сочи в 2024 году мы провели первую международную гонку. Для этого мы оцифровали автодром, болиды, разработали ПО для гонок, внедрили новые технологии для автоспортивного хронометража. Гонка выявила ряд проблем технологического суверенитета России, и мы работаем над их исправлением.

Какие проблемы?

Мы столкнулись с тем, что заграничный софт не подходит. Решили импортозамещать. Нас поддержало правительство страны, так что мы уже создаем свой собственный движок для автоспорта, на котором будут разрабатываться дальнейшие игры, связанные с автоспортом. Это и кольцевые гонки, это и ралли-кросс. В общем, на этом движке будет любая из дисциплин, которые развивает Российская автомобильная федерация. Благодаря тому, что у нас огромный опыт воспитания пилотов на международной арене и внутри России, наши собственные чемпионаты — пласт данных, который мы используем в нашем движке. Там будет упакован опыт реальных гонок за 10 лет, но в цифре. Делаем это, пожалуй, первыми в мире.

Можно ли говорить, что фиджитал-гонки были придуманы в России?

Мы создали их с нуля: разработали правила, создали цифровые двойники автомобилей, разработали интерфейс, настроили симуляторы, продумали формат. Особенность в том, что пилот должен быть готов к двум мирам — реальной трассе и виртуальной. Это требует универсальности, как в шахматах и спринтерском беге одновременно. И непередаваемое чувство первооткрывательства.

Фиджитал-гонки пока похожи скорее на модный эксперимент.

Назовите это как хотите, но это не игрушка. Мы в SMP Racing сделали фиджитал-гонки, чтобы встряхнуть отечественный и мировой автоспорт. Пилот выходит из болида, весь в поту, и сразу садится за симулятор. Это не игра — это шахматы на скорости 300 км/ч. Нужно держать нервы, реакцию, тактику. В Сочи в 2024 году 28 пилотов из 14 стран мира дрались за победу, трибуны ревели, как на любом приличном «Гран-при». Это прорыв, потому что любой парень из глубинки может начать с симулятора и дойти до трассы, чтобы победить. Мы открыли дверь в будущее. Это для России. Это наш проект.

Фото SMP Racing

Наших спортсменов ограничивают в правах

— Для чего вообще смешивать реальный автоспорт с симуляторами?

Слушайте, рев болидов сам по себе — это круто, риск, живые эмоции. Гонщики испытывают жесточайшие перегрузки. Это борьба с помощью машин, но борьба между людьми. Фиджитал — это не про мышку. Это про руль (смеется). Пилот жмет 300 км/ч в реальности, потом прыгает в симулятор, где трасса меняется за секунду — дождь, темнота, другой болид. Это как пилотировать истребитель и сразу играть в покер на миллион. Тут пилот на симуляторе может вырвать победу у лидера, потому что знает настройки цифровой машины лучше, чем профи на реальной. Это тоже проверка человеческих качеств и спортивных навыков. Тут больше времени можно потратить на тренировки, отточить навыки гонщика и в реале, и в виртуале. Количество часов наезда увеличивается в общем, и уровень гонщика растет значительно. Вот так всегда было — и в музыке, и в военном деле, и в спорте — появлялись новые технологии, роль человека менялась, задачи менялись.

Учитывая текущую ситуацию, в которой оказался российский спорт... Это как-то повлияло на фиджитал-гонки?

Санкции создают определенные трудности, наших спортсменов ограничивают в их правах. Мы не хотим замещать классические виды спорта. Но мы нашли партнеров, для которых спорт стоит выше политики. Они поверили в новый формат. Мы работали с командами из Азии, Африки, Латинской Америки. Привезли болиды, подготовили симуляторы, сделали все, чтобы гонка прошла на уровне. Мы показали, что Россия способна создавать такие спортивные проекты, в которые верят люди по всему миру. Фиджитал — самый доступный способ для талантливых ребят войти в большой автоспорт. И Россия дает сейчас возможность заниматься автоспортом стримрейсерам со всего мира.

В каком состоянии находится программа SMP Esports по цифровому автоспорту?

SMP Esports — важная часть нашей миссии по развитию автоспорта в России, очень инновационная. Мы сейчас проводим Фестиваль цифрового спорта — уникальный чемпионат, который объединяет автосимуляторы, цифровые футбол, хоккей, бокс и мобильные игры. Там, кажется, восемь этапов в шести городах, призовой фонд 28 миллионов. Это зрелище для всей семьи. В рамках этого проекта мы уделяем особое внимание социальным инициативам.

У вас много инфраструктурных проектов. Какое влияние они оказали на развитие автоспорта в России?

Регионы — это мускулы страны. Когда мы строили «Сочи Автодром» или «Игора Драйв», думали не только о гонках, но и о людях, которые живут не в Москве. Трассы дают работу, привлекают молодежь в спорт, оживляют города. По России мы открываем центры подготовки пилотов, тесно работаем с государственными структурами, цифровизируем и модернизируем ФОК. Я вообще уважаю проекты, которые будут служить долго: трасса, стадион, секция — это то, что остается для детей и внуков. Это вклад в будущее.

Фото SMP Racing

Отдельно отмечу академию картинга SMP Racing. Значит, посмотрите — там у нас учатся десятки талантливых детей со всей России. И они не просто там учатся водить карт и осваивают основы пилотирования. Они там учатся побеждать. Участвуют в гонках, учатся учиться, учатся соревноваться. Это наша надежда на будущее российского автоспорта.

Участвует ли семья в ваших спортивных инициативах?

— Семья для меня — это опора. В спортивных инициативах меня, разумеется, поддерживает семья. Дети иногда приезжают на трассы, смотрят гонки. Я не заставляю их идти в автоспорт. Но мне важно, чтобы они видели, как мы работаем на будущее России и нашего общества. Супруга Карина очень вовлечена в академию талантов KRB, она горит этим проектом, помогает развиваться детям со всей страны, раскрыть себя, сделать первые шаги, научиться творить и выступать.

30