В Саудовской Аравии прошел ралли-рейд «Дакар-2020». Помимо безоговорочных побед «КАМАЗов», россияне не остались без медалей и в классе мотовездеходов. Серебряного бедуина завоевал Сергей Карякин, а его напарник по команде Snag Racing Алексей Шмотьев в первом в жизни Дакаре приехал к финишу 28-м. Вернувшиеся в Москву гонщики стали гостями редакции «СЭ», рассказав как справлялись со снегом в пустыне, о коррупции во время «Дакара» в Южной Америке и приметах мотоспорта.
— Гонка завершилась неделю назад. Какие эмоции остались?
Сергей: Я всегда настраиваюсь на первое место, но, учитывая уровень конкуренции в этом году, а также соперничество с двумя заводскими командами, которые значительно превосходят нас по бюджету и количеству людей, серебро — это отличный результат. Так что я искренне горжусь своим серебряным бедуином и считаю, что он заслуженный. Однако я понимаю, что у нас есть все для победы, мы знаем, что нужно сделать лучше, поэтому в ближайшее время обязательно выиграем.
Алексей: Гонка очень интересная и сложная. Это дебютный «Дакар» для меня, поэтому план минимум был — доехать гонку до финиша без джокера. Ведь по статистике до конца доезжает очень небольшой процент новичков. Однако местом, которое я занял, недоволен. Понимаю, что мог бы оказаться в десятке лучших, но это не последний «Дакар» для меня, так что в будущем будем показывать результат еще лучше.
— «Дакар» впервые проходил в Саудовской Аравии. Как вам страна, какие изменения ощутили на себе по сравнению с тем, что было раньше?
Алексей: Саудовская Аравия — очень интересное место, тем более что они совсем недавно стали выдавать визы туристам. Было любопытно наблюдать за жителями, для которых «Дакар» настолько же новое, как и для нас их страна. Днем на дорогах пробок вообще не было, а вся активность начиналась после полуночи. То есть, посреди ночи в ресторанах быстрого питания можно было запросто увидеть семью с детьми.
Сергей: В Южной Америке «Дакар» был интересен, но в этом году гонка подарила нам огромное количество покрытий: камни, песочные дороги, закрученные дороги, русла рек и горные серпантины. Так что сложностей хватало, и эта страна дарит огромную бурю эмоций, трудностей, и я очень рад, что «Дакар» переехал в Саудовскую Аравию. Кроме этого, если сравнивать с Москвой, то нет разницы в часовом поезде, и болельщикам гораздо проще следить за гонкой, потому что она идет в удобное для нас время.
Алексей: И Саудовская Аравия подписала с организаторами ралли-рейда контракт минимум на пять лет. Соответственно все это время гонка будет проводиться в этой стране. И, кстати, спортивный директор «Дакара», Давид Кастера, заявил, что нам показали далеко не все. Какие сложности нам еще приготовили — мы не знаем, так что дальше будет еще интереснее.
— Снег во время гонки еще раз не обещали?
Алексей: У нас не было спецучастков, где приходилось ехать по снегу. Однако знаем, что после нашего выезда из одного города через пару дней там выпал снег. И такая погода стала для нас неожиданностью. Мы готовились к пустыням и предполагали, что будет жарко. Я даже ботинки себе легкие купил.
Сергей: Я слышал, что будет прохладно, но что будет морозно, и температура опустится ниже нуля — неожиданность, и хорошо, что была возможность спать в грузовиках.
Алексей: А нашему экипажу однажды во время гонки пришлось до полуночи пробыть в дюнах. У нас поломка двигателя, машина не заводится, а мы посреди пустыни — уже начали морально готовиться к тому, чтобы там ночевать. Но в итоге машина передумала, поехала, и, добравшись до ближайшей асфальтовой дороги, мы смогли доехать до бивуака.
— В каких условиях ребятам с Урала ездить комфортнее?
Сергей: В жару ездить приятнее хотя бы потому, что ноги не ломит. Кроме этого, машина ведь без стекла и тебя обдувает. И если в следующем году будет также холодно, мы думаем над тем, чтобы ставить стекла.
— Во время такой погоды питание как-то отличается?
Сергей: Во время жары нужно просто больше пить, а вот есть больше во время гонки не получается. На «Дакаре» из-за нервозности нормально есть можешь только на ужине после финиша. Именно в этот момент охватывает жуткое чувство голода и хорошо, что нам по дороге попадались рестораны быстрого питания, заезжали туда, пили кофе.
— Была история, что одного из гонщиков на скоростном участке остановили местные жители и попросили с ним сфотографироваться. С вами что-то веселое случалось?
Алексей: У нас была одна встреча с местными жителями на спецучастке, когда закончился бензин за 3 км до финиша. К нам подъехало порядка десяти местных машин, предлагали помощь. Но так как по правилам нам нельзя этого делать, они старались поддержать хотя бы морально. В тот раз, кстати, до финиша нас дотащили швейцарцы. Причем они сначала проехали мимо, практически финишировали, но затем развернулись, подцепили на трос и довезли.
Сергей: Действительно местные жители очень культурные и доброжелательные люди. Мне это очень понравилось. По сравнению с Южной Америкой ситуация в этом плане гораздо лучше. Они не назойливые и очень хотят помочь. Это оставило положительные эмоции.
— Сергей как-то рассказывал, что страны Южной Америки во время Дакара ездили не совсем честно. Речь даже заходила о коррупции. В Саудовской Аравии все по-другому?
Сергей: В Южной Америке местные жители договаривались с местными организаторами и выкупали точки, на которых можно остановиться и оказывать сервис. То есть в песках стоит автомобиль со всеми запчастями и если у гонщиков из этой страны что-то случалось, эта машина подъезжала, ремонтировала и гонка продолжалась. И таких машин было порядка сорока. В Саудовской Аравии сейчас такого нет. Арендовать машину, которая подготовлена к бездорожью — это очень сложно и в первый год организовать такую сложную техническую поддержку невозможно. И я думаю, что вероятность таких ситуаций в Саудовской Аравии ниже.
— При этом вы рассказывали, что в этом году у американской команды были дополнительные машины, и в случае поломки отдавали свои детали.
Алексей: Они все делают абсолютно по правилам, просто заявляют еще две боевые машины, которые едут в качестве участников, определяется лидер, а остальные просто едут в качестве поддержки. Возможно, это не по-спортивному, но ничего не поделаешь. Такая схема — вопрос денег.
— А что по поводу ситуации с диаметром колес? Организаторы в итоге как-то объяснились?
Сергей: Организаторы ничего не объяснили. На самом деле, там был спорный момент в регламенте. В нем было написано, что максимальный диаметр колес должен быть 14-15 дюймов. Но также там есть уточнение, которое сделали после нашего участия в Шелковом пути. Оно говорит о том, что противопожарная стенка должна закрывать всю поверхность задней дуги. И в итоге на «Дакаре» по какой-то причине организаторы не учли эту поправку, а воспользовались тем регламентом, что был раньше.
— В этом году в «Дакаре» впервые выступил гонщик «Формулы-1» Фернандо Алонсо. Можно ли подобные переходы сравнить с переходами бойцов из смешанных единоборств в бокс?
Сергей: Я думаю, что автоспорт, так или иначе, остается автоспортом. Безусловно, «Формула-1» и ралли-рейды — это абсолютно разные дисциплины. Нужно выстраивать стратегию и с первого раза Дакар никому еще не давался. Поэтому 13-е место, которое занял Фернандо — это хорошая позиция для первого раза. И я уверен, что у него еще все впереди.
— Видите в таких переходах некую тенденцию или это скорее исключение из правил?
Сергей: Бюджеты «Формулы-1» и ралли-рейдов совершенно не сопоставимы, даже в классе Т1 бюджеты гораздо ниже. А Фернандо Алонсо, имея весомый пул спонсоров, может позволить себе такое удовольствие. И понимая, что показать результат в его возрасте в «Формуле-1» очень сложно, он будет уходить в длительные гонки наподобие «Ле-Мана», «Дакара» — это логичное продолжение карьеры, если человек хочет заниматься автоспортом.
— Не было желания у вас попробовать себя в «Формуле-1»?
Алексей: Просто попробовать прокатиться на таком болиде было бы интересно. Но это колоссальный труд, да и по возрасту мы уже не подходим, но, если бы была возможность на любительском уровне, я бы попробовал. Хотя нам будет неинтересно. Что такое расстояние 20 км? Нам меньше 500 км неинтересно (смеется)
— Вы не устаете от машин? Когда домой приезжаете, за руль садитесь?
Алексей: Это ведь разные рули, да и тут хотя бы стекло есть лобовое. На самом деле, усталости такой не чувствовал. Больше скажу, когда мы завершили финальный этап «Дакара», я подумал, что поездил бы еще, и уже 6 февраля еду на гонку.
— Есть ли у вас какие-то приметы?
Сергей: Я не бреюсь во время гонки. Также, чтобы природу не гневить, стараюсь лишний раз не мусорить, за другими убрать.
Алексей: Я к этим вещам отношусь спокойнее, и каких-то особых ритуалов у меня нет. К примеру, в день отдыха я побрился. И я не думаю, что из-за этого на восьмом спецучастке едва не остался ночевать в дюнах.
Сергей: Я бы на твоем месте задумался (смеется)
Алексей: Посмотрим, надо же экспериментировать. Но я знаю, что некоторые водители мочатся на колесо. Хотя я считаю, что машину свою надо любить.
— Не бриться во время стартов — давняя традиция?
Сергей: Может, мне просто лень? (смеется). Если серьезно, то мне кажется это пошло со школы. Не бриться перед экзаменом, чтобы умнее стать. Но, я думаю, как тогда не работало, так и сейчас.
— Сергей, часто ли вас путают с вашими тезками из пятиборья и шахмат?
Сергей: Конкретного случая не припомню, но я очень рад, что нас таких три человека, я ребят очень уважаю и когда у нас есть свободная минутка — мы всегда встречаемся, переписываемся, и имя менять никогда не хотел.
Алексей: Я помню, как в комментариях в материале про Сергея, кто-то писал: «Подождите, он ведь шахматами занимался, а тут еще и автоспорт — ну красавец!»
— Какие цели ставите на следующий год?
Алексей: Я в 2019 году стал чемпионом России по ралли-рейдам и надеюсь повторить этот результат. Очень хочу поехать на «Шелковый путь» — это знаковая гонка, которая проходит в нескольких странах. Постараемся занять и там место на пьедестале.
Сергей: Я пока буду надеяться, что получится принять участие в первом этапе чемпионата мира в Катаре, и сейчас есть около месяца, чтобы понять по планам и найти возможности участвовать дальше.