25 июля 2012, 08:30

В спортзале автогонщикам приходится стать боксерами

"ФОРМУЛА-РЕНО 3.5"

За руль своих болидов пилоты российской команды Team RFR садятся раз в две-три недели. А заниматься в тренажерном зале, бегать и крутить педали велосипеда они должны чуть ли не каждый день!

Хорошую физическую форму мало кто считает главным достоинством автогонщика - казалось бы, умение управлять автомобилем и понимание того, как этот автомобиль устроен, гораздо важнее. Но ведь можно посмотреть на это и с другой стороны. На гоночную трассу пилот - к примеру, участник соревнований на автомобилях "Формулы-Рено 3.5" выходит в среднем раз в три недели. Анализом телеметрии и поиском нового подхода к настройкам в теории можно заниматься и за пределами автодрома, но на практике в промежутках между гоночными уик-эндами спортсмены не так уж много времени проводят с таблицами и графиками. А спортом они должны заниматься практически каждый день!

В календаре "Мировой серии Рено" есть разные автодромы - более или менее требовательные к физическим кондициям гонщика. К примеру, на широкой и быстрой трассе в Спа все движения надо делать плавно, поэтому после гонок бельгийского этапа редко кто вылезает из машины выжатым как лимон. Тяжелее всего приходится на узких трассах с большим количеством медленных поворотов и короткими прямыми - руль надо крутить на большие углы (делая это резко), а дать мышцам отдых (для чего лучше всего подходят длинные прямые) толком негде. Неудивительно, что наиболее жесткими с точки зрения "физики" считаются гонки в Монако и Будапеште: особенно тяжелое испытание представляет собой венгерский этап - из-за типичной для этой местности сильной жары.

- Впрочем, это не значит, что быстрые повороты проходятся легко и непринужденно, - рассказывает Антон Небылицкий, пилот выступающей в "Мировой серии Рено" российской команды Team RFR. - Сравним, к примеру, трассы в Спа и Барселоне. На первой машину "затачивают" под длинные прямые, выставляя сравнительно низкий уровень прижимной силы. На второй - наоборот, увеличивают угол атаки антикрыльев под среднескоростные повороты. В результате, если взять два примерно одинаковых по конфигурации поворота, то барселонский поворот можно пройти на гораздо большей скорости. Соответственно, и перегрузки будут больше. Больше потребуется сил, чтобы этим перегрузкам сопротивляться. Поэтому на трассе в Барселоне - вроде бы не самой быстрой - пробелы в физподготовке могут привести к потере важных очков…

Получается, что тщательно проработанная аэродинамика позволяет пилотам "Формулы Рено 3.5" ехать быстро - но ценой весьма высоких физических нагрузок. Впрочем, если инженеры по каким-либо причинам не хотят повышать уровень прижимной силы, им приходится наращивать механическое сцепление с трассой. А это также не делает жизнь гонщика легче: нередко хорошего "зацепа" достигают с помощью экстремальных (по "гражданским" меркам) углов установки передних колес - к примеру, поставив эти колеса "домиком". Что позволяет машине проходить повороты на большей скорости, но делает ощутимо тяжелее руль. Если требуется проехать один-единственный круг, то пилот может и не заметить разницы, но ведь во время гонки "баранку" приходится поворачивать несколько сотен раз …

- Тренируемся мы как боксеры, - отвечает Антон Небылицкий на вопрос о принципах своей физической подготовки. - Потому что боксеры и гонщики должны делать упор на одни и те же группы мышц, одни и те же качества. Тем и другим нужны сильная шея и сильные руки. Для тех и для других выносливость, способность выдерживать нагрузки в течение долгого времени важнее, чем возможность совершить дикий рывок, полностью выложиться за несколько секунд, имея потом несколько недель на приведение себя в порядок.

Чтобы быть в форме, пилоты отечественного коллектива тренируются по семь-восемь раз в неделю. Занятия распределяются неравномерно: есть дни отдыха, когда физические нагрузки ограничиваются пятиминутной утренней зарядкой - а есть и очень насыщенные. К примеру, каждые понедельник и четверг Антон Небылицкий в первой половине дня проводит пару часов в тренажерном зале, а во второй - не меньше трех часов уделяет бегу или велосипеду. Чередуя при этом разные типы нагрузки: если в понедельник гонщик старается пробежать как можно больше километров без больших пауз (пусть и на сравнительно невысокой скорости), то в четверг тренировка представляет собой серию спринтерских забегов на короткие дистанции.

- Режим дня? Вчера я лег в пять утра, - улыбается Небылицкий. - Но у меня есть весомое оправдание: на прокатном картинге гонял, все-таки не по клубам шлялся. Со стороны это может показаться чем-то несерьезным, но на деле вещь очень полезная в плане поддержания себя в нужной форме. Среди любителей есть настоящие фанаты, отлично вкатанные в конкретную трассу и уверенно обгоняющие даже нас, профессионалов. Вдобавок на прокатных картодромах грызня идет за доли секунды - и чтобы показывать там хорошее время, нужна максимальная концентрация. А она и на взрослых гонках лишней не будет. Если же серьезно говорить о режиме, то стараешься вставать и ложиться, как на этапах "Мировой серии", - подъем часов в восемь утра и непоздний  отбой, в одиннадцать-двенадцать вечера. 

После финиша гонки мало кто из спортсменов упоминает о своей физической форме: победители редко заносят ее в список важных слагаемых успеха, а неудачники редко напрямую говорят, что оказались слишком хилыми. Но эта фигура умолчания только подчеркивает, насколько важную роль играют сила и выносливость в современном автоспорте. Без них у пилота просто не будет возможности реализовать весь потенциал своей технически совершенной машины. Прорвавшиеся на подиум молчат об этом как о чем-то само собой разумеющемся. А оказавшимся среди аутсайдеров  неловно признаться, что они не смогли уделить достаточно внимания очевидным вещам.

Кирилл КАЧНОВ

1