17 марта 2013, 15:07

Пилот-молчун спел "Формуле-1" песенку про пять кругов

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

Первая гонка сезона - своего рода гоночный Новый год. И после праздничного "фуршета" лучше всех выглядит тот, кто меньше других "налегал" на шины.

"Пять кругов, пять кругов!  Разобраться, если строго, Даже в эти пять кругов Можно сделать очень много! " - так стихи В. Лифшица выглядят в переложении К. Райкконена.

Гонка в Альберт-Парке не обошлась без красивых прорывов (и обидных провалов - Марк Уэббер со 2-й позиции откатился на 7-ю) на старте, зрелищных вылетов с трассы и агрессивных обгонов, но самым ярким моментом, пожалуй, были не какие-то конкретные события, а ситуация в лидирующей группе в районе 45-го круга. В этот момент гонку возглавлял Кими Райкконен на "Лотусе", успевший совершить два пит-стопа. Второе место занимал Адриан Сутиль на "Форс Индии", который побывал в боксах всего один раз. А замыкал первую тройку Фернандо Алонсо на "Феррари", который незадолго до этого навестил механиков уже в третий раз! Причем это не просто интересное наблюдение или  любопытный парадокс - хотя определенные сюрпризы воскресенье преподнесло бы в любом случае, судьбу победы в гонке решила именно тактика.

Стандартной тактической схемой в лидирующей группе были три пит-стопа - при этом стартовали пилоты на сверхмягкой резине, а по ходу оставшихся трех отрезков использовали шины средней жесткости. На "супер-софте" гонщики ехали в среднем 10 кругов (Дженсон Баттон на "Макларене" протянул всего 5, а Нико Росберг на "Мерседесе" - целых 15), а длина отрезков на "медиуме" составляла от 11 до 20 кругов. Исключением был Кими Райкконен. В первой половине гонки он ничем особенным себя не проявил: стартовал 7-м, первый круг закончил на 4-м месте, избавился от сверхмягких покрышек через среднестатистические 10 кругов и к середине заезда был 5-м. Но когда его шинам средней жесткости "исполнилось" 20 кругов, финн не стал сворачивать в боксы. На двух комплектах "медиума" пилот "Лотуса" смог проехать 25 и 23 круга соответственно - за счет этого финн совершил на один пит-стоп меньше и в итоге выиграл с отрывом в 12 секунд. Примечательно, что товарищ Кими по команде - француз Ромэн Грожан - воспользовался стандартной схемой и в итоге финишировал только 10-м.

Аналогичный финт совершил Адриан Сутиль - с той разницей, что пилот "Форс Индии" первые два отрезка (22 и 25 кругов соответственно) проехал на покрышках средней жесткости и только под конец гонки, за 11 кругов до финиша получил комплект сверхмягких шин. Это позволило стартовавшему с 12-й позиции немцу в итоговом протоколе занять 7-е место. Болельщики могут оценить такой результат как "не бог весть что" - на фоне того, что Сутиль по ходу гонки дважды выходил в лидеры (уйдя в бой на "медиуме", он каждый свой пит-стоп совершал позже, чем самые быстрые пилоты). Но сравните это с выступлениями также стартовавших в середине пелотона и совершивших по три пит-стопа Дженсона Баттона на "Макларене" или того же Грожана: англичанин за всю гонку отыграл одну позицию (и то ему повезло, что из-за проблем с электрикой сошел ехавший впереди Нико Росберг на "Мерседесе"), а француз и вовсе финишировал на два места ниже, чем стартовал.

Впрочем, успех пилота "Форс Индии" в гонке, как ни странно, стал следствием его отнюдь не лучшего выступления в квалификации - не попав в решающий сегмент, Сутиль смог выбирать, на каких покрышках стартовать. Его же товарищ по команде Пол ди Реста в тот последний сегмент пробился, показал на сверхмягких покрышках 9-е время, но взамен и гонку был вынужден начинать на "супер-софте". А в этом случае тактика с двумя пит-стопами сработала не так удачно. Сутиль оттягивал посещение боксов - и за счет этого оказывался на чистой трассе, а ди Реста был вынужден заехать на первый пит-стоп вместе со всеми и оказался после этого в плотной группе соперников. В результате шотландец к финишу отыграл "сам у себя" всего одну позицию - чего, опять же, не случилось бы, доберись до финиша Нико Росберг.

Четыре абзаца текста о гонке "Формулы-1" и ни одного слова о Себастьяне Феттеле, выигравшем три последних чемпионата - разве такое возможно? Как выяснилось - да,  хотя в дальнейших обсуждениях Феттель и "Ред Булл" будут упоминаться многократно - они стали, пожалуй, главной загадкой уик-энда. Действующие чемпионы сначала изрядно напугали всех своих пятничным темпом. Потом подтвердили выданные им авансы по ходу перенесенной на воскресенье (из-за дождя и сгущавшихся сумерек) квалификации. Она проходила на подсыхающей трассе, при этом вроде бы в очередной раз продемонстрировав преимущество "Ред Буллов" на сухом асфальте. Во втором сегменте лучшие времена были показаны на "промежуточных" покрышках - и самым быстрым стал Нико Росберг, которому Уэббер и Феттель проиграли 0,35 и 0,55 с соответственно. В третьем сегменте покрытие просохло настолько, что слики заработали как надо - и вот уже Феттель и Уэббер на первых двух позициях, опередив лучшего из остальных (Льюиса Хэмилтона на "Мерседесе") на 0,6 и 0,2 с соответственно. Однако в гонке с "быками" творилось что-то странное.

Полбеды, что команда не реализовала тактику, оказавшуюся победной в исполнении Райкконена: обладателям самых быстрых машин нет особого резона рисковать - в случае чего они могут отыграться за счет чистой скорости. Провал Уэббера на старте и последующее катание в толпе более медленных машин - не чемпионское выступление, но на пятом году к этому уже вполне можно привыкнуть (впрочем, в комментариях после финиша упоминалась проблема с системой KERS в первой части гонки). Но ведь на этот раз и сам Феттель, что называется, не смотрелся. Немец сохранял лидерство до второй волны пит-стопов, но ехавшие следом пилоты "Феррари", даже если по каким-то причинам отставали на несколько секунд, оперативно догоняли лидера. А вот когда Фернандо Алонсо во время этой второй волны пит-стопов опередил Феттеля (заехав в боксы на пару кругов раньше - за счет этого он обогнал и собственного партнера по команде Фелипе Массу), то последний ответить уже не смог - наоборот, стал только сильнее отставать от испанца и в итоге на финише проиграл ему 10 секунд.

Напомним, что команды не могут вносить изменения в настройки после квалификации - и в теории невысокий темп отдельных коллективов или пилотов можно объяснить изначальным выбором в пользу дождевых настроек. Но если такая логика и работает, то разве что в случае с Росбергом: 1-е место в квалификации на влажной трассе, 6-е - в квалификации на сухой и 6-е по ходу сухой гонки (к моменту схода немец занимал 3-ю позицию, но это было в разгар волны пит-стопов). В то время как "Ред Буллы" с их феерическим квалификационным темпом на сухом асфальте и в гонке должны были "полететь".  Не полетели - и трехкратный чемпион мира не побоялся озвучить причины в официальных комментариях: "Мы слишком агрессивно работали с шинами и периодически то передние, то задние покрышки не обеспечивали нужного уровня сцепления с трассой".

Тем временем руководитель команды Кристиан Хорнер оговорился, что "при неожиданно холодной погоде мы не смогли удержать температуру покрышек в оптимальных границах". На основании этого можно предположить, что инженеры "Ред Булла" недооценили, насколько быстро могут нагреваться шины даже при сравнительно низких температурах воздуха. Они выбрали агрессивные настройки, которые позволили выжать абсолютный максимум из резины на одном-единственном быстром круге (что объясняет большой отрыв в квалификации), но привели к перегреву покрышек на длинной дистанции. Инженеры "Феррари", похоже, поступили с точностью до наоборот: Алонсо и Масса в квалификации уступили полсекунды даже Хэмилтону, зато в гонке после первой волны пит-стопов уехали от него решительно и бесповоротно. Но тут же возникает вопрос: что за решения приняли утром в воскресенье инженеры "Лотуса"? И следствием чего стал столь неожиданный результат австралийской гонки: отдельно взятых удачных и неудачных тактических решений или врожденных преимуществ и недостатков гоночных болидов? На эти вопросы как минимум до ближайшего "Гран-при Малайзии" есть один-единственный ответ: спросите чего полегче.

"Формула-1". Чемпионат мира. 1-й этап.
"Гран-при Австралии". Трасса в Альберт Парке (Мельбурн)

Пилот Команда Время
1. Кими РАЙККОНЕН Lotus 1:30.03,335
2. Фернандо АЛОНСО Ferrari + 12,451
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull + 22,346
4. Фелипе МАССА Ferrari + 33,577
5. Льюис ХЭМИЛТОН Mercedes + 45,561
6. Марк УЭББЕР Red Bull + 46,800
7. Адриан  СУТИЛЬ Force India + 1.05,068
8. Пол ди РЕСТА Force India + 1.08,449
9. Дженсон БАТТОН McLaren + 1.21,630
10. Ромэн ГРОЖАН Lotus + 1.22,759
11. Серхио ПЕРЕС McLaren + 1.23,367
12. Жан-Эрик ВЕРНЬ Toro Rosso + 1.23,857
13. Эстебан ГУТЬЕРРЕС Sauber + 1 круг
14. Валттери БОТТАС Williams + 1 круг
15. Жюль БЬЯНКИ Marussia + 1 круг
16. Шарль ПИК Caterham + 2 круга
17. Макс ЧИЛТОН Marussia + 2 круга
18. Гидо ван дер ГАРДЕ Caterham + 2 круга

Средняя скорость победителя: 204,926 км/ч
Лучший круг: 1.29,174 (ср. скорость - 213,845 км/ч) - Кими Райкконен (Lotus) на 56-м круге.

Сходы с трассы

Пилот Команда Круг  Причина схода
Даниэль РИККЬЯРДО Toro Rosso 39 н/д
Нико РОСБЕРГ Mercedes 26 неисправность электрики
Пастор МАЛЬДОНАДО Williams 24 вылет с трассы

Прим.: Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ (Sauber) не стартовал в гонке из-за обнаруженного повреждения топливного бака.

"Формула-1". Чемпионат мира. Пилоты. Общий зачет после 1 этапа

Пилот Команда Очки
1. Кими РАЙККОНЕН Lotus 25
2. Фернандо АЛОНСО Ferrari 18
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull 15
4. Фелипе МАССА Ferrari 12
5. Льюис ХЭМИЛТОН Mercedes 10
6. Марк УЭББЕР Red Bull 8
7. Адриан  СУТИЛЬ Force India 6
8. Пол ди РЕСТА Force India 4
9. Дженсон БАТТОН McLaren 2
10. Ромэн ГРОЖАН Lotus 1

"Формула-1". Чемпионат мира. Команды. Общий зачет после 1-го этапа

Команда Очки
1. Ferrari 30
2. Lotus 26
3. Red Bull 23
4. Mercedes 10
5. Force India 10
6. McLaren 2