26 ноября 2015, 18:30
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 19-Й ЭТАП. "ГРАН-ПРИ АБУ-ДАБИ"
На трассе в ОАЭ побеждали три гонщика, у каждого из которых сейчас есть титул чемпиона мира. Себастьян Феттель выигрывал "Гран-при Абу-Даби" трижды – в 2009-м, 2010-м и 2013-м годах. Льюис Хэмилтон – дважды, в 2011-м и 2014-м. Кими Райкконен победил здесь в 2012-м. Для финна та победа стала первой после возвращения в "Формулу-1" после двухлетнего перерыва.
За шестилетнюю историю проведения "Гран-при Абу-Даби" только однажды победителю квалификации удалось выиграть этап. Произошло это в 2010-м, "достижение" принадлежит Феттелю. Во всех других гонках поул-позишн и первая ступень пьедестала доставались разным пилотам. Причем обладателям лучшего времени в квалификации чаще всего не удавалось попасть на подиум совсем. Исключением стал лишь австралиец Марк Уэббер в 2013 году: тогда он выиграл поул и занял второе место в гонке.
Автодром "Яс Марина", на котором проводится "Гран-при Абу-Даби", находится на искусственном острове Яс в Персидском заливе. Реализация проекта этого искусственного острова размером 2 500 га началась в 2006 году, его цель – создание крупнейшего развлекательного и торгового центра, общая стоимость строительства которого должна превысить 40 миллиардов долларов. Завершение реализации проекта намечено на 2018 год.
Создатель трассы "Яс Марина", как и почти всех других современных трасс "Формулы-1", – немецкий архитектор Герман Тильке. Сначала немец получил заказ на строительство небольшого автодрома для гонок местного и регионального значения, но уже через несколько месяцев планы заказчиков изменились. В итоге длина круга на "Яс Марине" составляет 5554 метра, cредняя скорость прохождения трассы – 195 км/ч. Это одна из самых медленных трасс в календаре "Больших призов". Зато здесь есть длинная прямая, равная почти 1200 метров, правда, даже несмотря на ее наличие, количество обгонов на "Яс Марине" обычно не слишком велико. Движение по трассе осуществляется против часовой стрелки.
Из главных особенностей "Яс Марины" – часть выезда с пит-лейна проходит через тоннель, все трибуны автодрома крытые, а неподалеку от трассы находится гавань для яхт и парк развлечений "Феррари". Начало гонки традиционно приходится на светлое время суток, однако уже через 40 минут после старта солнце садится, и заезды продолжаются при искусственном освещении. Когда гонщики финишируют, 5-звездочный отель, находящийся непосредственно на трассе и обладающий сложной системой подсветки, "окрашивается" в цвета клетчатого флага – выглядит эффектно.
Три раза из шести этот огромный клетчатый флаг, загоравшийся на "Яс Марине", означал не только финиш гонки, но и окончание всего сезона. Хотя в 2009-м обладатель титула чемпиона мира (им стал Дженсон Баттон) определился не здесь, а за этап до этого в Бразилии. Самой интригующей оказалась гонка 2010 года. Тогда на победу в общем зачете претендовали сразу четыре гонщика (впервые в истории "Формулы-1") – Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон. Победа и титул в итоге достались Феттелю. Та гонка, кстати, стала последней в "Формуле-1" для поляка Роберта Кубицы, который спустя несколько месяцев попал в очень серьезную аварию, после которой долго восстанавливался.
В 2014-м, когда к "Гран-при Абу-Даби" снова вернулось право завершать сезон, на "Яс Марине" гонщики разыграли двойное количество очков – в первый и на данный момент в последний раз в истории "Больших призов". Пересек финишную черту первым и стал двукратным чемпионом мира тогда Льюис Хэмилтон. Также та гонка стала заключительной для команды "Катерхэм", которая покинула чемпионат из-за финансовых проблем. Деньги на поездку в Абу-Даби малайский коллектив собирал с помощью краудфандинга.
Льюис ХЭМИЛТОН, "Мерседес"
"В прошлом году в Абу-Даби я провел, наверное, самый сложный гоночный уик-энд в жизни. Нервы мешали мне спать, я не знал, что будет дальше. В этот раз никакого прессинга не будет, будет просто большое желание выступить как можно лучше. Также в Абу-Даби должно приехать много британских болельщиков, поэтому этап станет для меня вроде как еще одной домашней гонкой. И я хочу его выиграть, чтобы отблагодарить своих болельщиков за фантастическую поддержку на протяжении всего года".
Нико РОСБЕРГ, "Мерседес"
"Думаю, в этом сезоне мы заслужили зрелищный финал. У нас была машина, о которой мечтает любой гонщик, так что я собираюсь атаковать в полную силу, чтобы в последний раз выжать из нее максимум, тем самым отблагодарив всю команду за напряженную работу. И, да, я постараюсь выиграть эту гонку. Эта победа будет очень важна при подготовке к следующему сезону".
Даниил КВЯТ, "Ред Булл"
"На самом деле мне нравится большинство трасс, на которых у нас проходят заезды, с каждой связаны те или иные приятные воспоминания, но "Яс-Марина" – это действительно особый случай. Именно здесь я выиграл титул в серии GP3. Победа – это всегда очень приятные переживания, но тогда был последний раз, когда я выиграл гонку. Как давно это было! Сейчас мне очень не хватает подобных эмоций и хочется поскорее добиться позитивных перемен".
Себастьян ФЕТТЕЛЬ, "Феррари"
"Конечно, у меня особые воспоминания о трассе и гонке в Абу-Даби, ведь именно здесь в 2010-м я впервые стал чемпионом мира на моей любимой машине – на RB6. Этот уик-энд я не забуду никогда. Также здесь прошло еще одно большое событие в моей карьере – последняя гонка за "Ред Булл". Это был эмоциональный уик-энд. Меня впечатляет и сам автодром, особенно пятизвездочный отель "Яс-Марина", который тянется от моря прямо через трассу. Одно из самых сложных мест на трассе – первый поворот. Он очень быстрый и плохо просматривается. А десятый поворот после длинной прямой может дать хорошую возможность для обгона".
YAS MARINA CIRCUIT
Длина круга – 5,554 км
Круги – 55
Дистанция – 305,470 км