Формула-1

28 ноября 2016, 20:45

"Формула-1": 2016-й укатился в историю

Алексей ШИШКИН
Корреспондент

ЧЕМПИОНАТ МИРА

"СЭ" подводит итоги самого длинного в истории сезона "Формулы-1". Интрига сохранялась до самого финиша последней 21-й гонки, и только за это можно сказать участникам спасибо.

КВЯТ: ОТ "РЕД БУЛЛА" ДО ВЕЛОСИПЕДА

Российский пилот Даниил Квят провел неоднозначный сезон. Начал он его в составе "Ред Булла" и на "Гран-при Китая" стал третьим, завоевав второй подиум в карьере. Но уже после "Гран-при России" Квят потерял место в составе команды. Формально руководство "Ред Булла" сослалось на слишком громкие крики пилота "Феррари" Себастьяна Феттеля, который и в Шанхае, и в Сочи сталкивался с Квятом и не жалел для россиянина самых ласковых слов. Но, как выяснилось, это был лишь повод.

Настоящей причиной стала настойчивость Макса Ферстаппена и его папы Йоса. Квята понизили в классе, отправив в "Торо Россо", и этого удара российский гонщик не выдержал. Даниилу еще повезло, что его не отправили восвояси из "младших быков", а дали еще шанс. В следующем сезоне на "Торо Россо" будет стоять не старая силовая установка "Феррари", а тот же самый двигатель, как у "Ред Булла".

Это дает надежду, что болид как минимум в этом отношении будет конкурентоспособен с машинами других команд "второго эшелона". Квят просто обязан использовать следующий год, чтобы доказать свою состоятельность. Других шансов просто не будет, а велосипед, как на "Гран-при Абу-Даби", может стать основным средством передвижения.

Воскресенье. Абу-Даби. Эмоции чемпиона мира Нико РОСБЕРГА. Фото REUTERS
Воскресенье. Абу-Даби. Эмоции чемпиона мира Нико РОСБЕРГА. Фото REUTERS

РОСБЕРГ И ХЭМИЛТОН: 33-й ЧЕМПИОН И РЕКОРДСМЕН БЕЗ ТИТУЛА

Завершившийся сезон подарил "Формуле-1" нового чемпиона. Можно сколько угодно спорить, достоин Нико Росберг этого титула или нет, но факт в том, что он набрал больше всех очков. А других способов выявления победителя чемпионата мира пока никто не придумал. Главное, чему он научился – выдерживать любое давление и вести свою гонку. Не срываться, не нервничать, не переживать по поводу каких-то нереализованных возможностей. Он не заставлял болельщиков охать и ахать, восхищаться и негодовать. Он просто делал свою работу, а в награду получил титул. Его отношение к команде и гонкам ярко характеризует эпизод, когда он попросил покрутить "пончики" после финиша последней гонки.

Хэмилтон сделал все возможное, чтобы стать четырехкратным. Он выиграл больше всех гонок, чаще всех стартовал с поула, и не его вина, что в Малайзии, когда он лидировал с огромным преимуществом, загоревшийся двигатель лишил его заслуженной победы. Не случись тогда этой неприятности, борьба была бы еще острее. Но Льюис и сам дал много поводов для того, чтобы произошла смена чемпиона. Одни только слабые старты чего стоят. Хэмилтон стал первым в истории "Формулы-1" пилотом, который выиграл 10 гонок и не добрался до чемпионского титула.

Май. Барселона. Макс ФЕРСТАППЕН – победитель "Гран-при Испании". Фото AFP
Май. Барселона. Макс ФЕРСТАППЕН - победитель "Гран-при Испании". Фото AFP

ФЕРСТАППЕН: ЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

Несмотря на явление миру нового чемпиона, самым ярким гонщиком сезона стал Макс Ферстаппен. Юный голландец, занявший в "Ред Булле" место Даниила Квята, с ходу выиграл "Гран-при Испании" в Барселоне, а затем еще шесть раз поднимался на подиум. В "Формуле-1" появился гонщик, для которого нет никаких авторитетов, командной иерархии и приказов из боксов. Он просто выходит на трассу и делает все, что в его силах. Такими были и Айртон Сенна, и Михаэль Шумахер, и Себастьян Феттель, когда только начинали карьеру.

А то, как Макс провел "Гран-при Бразилии", проходивший в ливень, заставляет только восхищаться. Его прорыв с 16-го места на третье и масса красивейших обгонов – это высший класс. Именно такие гонки превращают сильных гонщиков в выдающихся. Нет никаких сомнений, что Ферстаппен – будущий чемпион мира. Вопрос только в том, когда он получит в свое распоряжение болид, на котором регулярно сможет бороться за победы.

Себастьян ФЕТТЕЛЬ. Фото AFP
Себастьян ФЕТТЕЛЬ. Фото AFP

ПРОВАЛ "ФЕРРАРИ"

Единственная команда, которой причитается огромный бонус за исторический вклад в развитие автоспорта, завершила сезон без единой победы. Слово "провал" исчерпывающе описывает прошедший сезон для "Феррари". Тем более, что перед стартом чемпионата итальянская команда замахивалась на то, чтобы составить конкуренцию "Мерседесу", но в итоге и "Ред Буллу" проиграла.

Вокруг "Феррари" постоянно витали слухи о не самой здоровой обстановке в боксах, постоянно появлялась информация о перестановках в руководстве. Уход Джеймса Эллисона с поста технического директора не прибавил оптимизма. Всего 10 подиумов Феттеля и Райкконена на двоих – не тот результат, о котором мечтали в Маранелло. Теперь мечты переносятся на новый сезон, в котором многое будет по-другому.

Берни ЭККЛСТОУН. Фото AFP
Берни ЭККЛСТОУН. Фото AFP

ИДЕИ ЭККЛСТОУНА И ПРОДАЖА "ФОРМУЛЫ-1"

Сезон запомнился еще громкой сделкой и странными идеями. Контрольный пакет акций "Формулы-1" приобрела американская компания "Либерти Медиа". Вернее, часть пакета. Приобретение второй части планируется на середину следующего года. Но главное уже произошло – не все в "Королевских гонках" будет решать Берни Экклстоун. Правда, промоутер российского этапа Сергей Воробьев подчеркнул, что пока ничего не изменилось, и все в руках Берни, но мгновенных изменений никто и не ждал.

Идеи Экклстоуна о повышении интереса к "Формуле-1" уже не проходят. В самом начале сезона он настоял на том, чтобы изменить формат квалификации. Но от "ух как круто!" сразу после того как идея была принята последовало "это что за глупость!" сразу после первой попытки ее воплощения в жизнь на "Гран-при Австралии". Квалификация превратилась в фарс, и у FIA хватило мудрости, чтобы быстро закончить с экспериментами.

В концовке сезона генеральный промоутер предложил со следующего чемпионата мира проводить по две 40-минутных гонки. В данном случае его слова просто проигнорировали, но он добился того, чтобы стартов за машиной безопасности больше не было. Теперь после ухода пейс-кара с трассы машины будут выстраиваться на стартовой решетке и уходить в гонку по сигналу светофора.

В любом случае, в следующем сезоне будет много нового в связи с изменениями в техническом регламенте. Это должно не только сделать машины быстрее, но и дать шанс всем остальным бросить вызов "Мерседесу".