25 мая, 21:45

Победа Норриса и сокращение отрывов в чемпионате. Итоги «Гран-при Монако»

Пилот «Макларен» Норрис выиграл «Гран-при Монако»
На узких улицах Монте-Карло Ландо одержал достаточно простую победу.

«Формула-1». 8-й этап. «Гран-при Монако»
1. Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) — 1:40:33.843
2. Шарль Леклер (Монако, Ferrari) — отставание 3,131
3. Оскар Пиастри (Австралия, McLaren) — 3,658
4. Макс Ферстаппен (Нидерланды, Red Bull) — 20,572
5. Льюис Хэмилтон (Великобритания, Ferrari) — 51,387
6. Исак Хаджар (Франция, Racing Bulls) — 1 круг
7. Эстебан Окон (Франция, Haas) — 1
8. Лиам Лоусон (Новая Зеландия, Racing Bulls) — 1
9. Александр Албон (Таиланд, Williams) — 2
10. Карлос Сайнс (Испания, Williams) — 2
11. Джордж Расселл (Великобритания, Mercedes) — 2
12. Оливер Берман (Великобритания, Haas) — 2
14. Габриэль Бортолето (Бразилия, Sauber) — 2
15. Нико Хюлькенберг (Германия, Sauber) — 2
16. Ленс Стролл (Канада, Aston Martin) — 2
17. Юки Цунода (Япония, Red Bull) — 2
18. Андреа Кими Антонелли (Италия, Mercedes) — 3
19. Фернандо Алонсо (Испания, Aston Martin)
20. Пьер Гасли (Франция, Alpine)

Суббота в Монако зачастую интереснее воскресенья. Так случилось и в этот раз — но суббота того стоила. «Феррари» против «Макларена» — классическое противостояние из девяностых и нулевых, которое эпизодически возвращается к нам в последние сезоны. Эта квалификация, пожалуй, была даже интереснее прошлогодней — потому что тогда машина итальянской команды была быстрее соперников. При этом Шарль Леклер приехал в Монако в хорошей форме, и с самого начала уик-энда складывалось ощущение, что эту гонку он заберет.

В этом году Шарль лидировал в каждой тренировке, что не выглядело пшиком — SF-25 в эти выходные была действительно быстра. Причина кроется в дорожном просвете. Главная проблема «Феррари» в этом сезоне состоит в том, что они не могут достаточно низко опустить машину. На испещренной кочками трассе в Монако они наконец смогли это сделать — и болид сравнялся по скорости с MCL39.

Это дало надежду и тифози, и пилотам «Скудерии». Мало того что темпа оказалось достаточно для борьбы с «Маклареном» — так еще и Льюис ощутил комфорт при пилотаже. Но тем не менее все еще терял относительно напарника — это видно и по квалификационным временам, и по итоговому протоколу.

Но в итоге Шарль занял лишь второе место. SF-25, несмотря на наличие скорости в таких специфических условиях, все еще проигрывает MCL39 по ряду показателей. Один из них — медленные повороты. Такие, например, как Расскас и Антони Ногес, два последних поворота в Монако. Там Шарль и проиграл поул Норрису — почти весь круг до этого Ландо шел медленнее Леклера.

И, с одной стороны, хочется сказать, что MCL39 позволила пилоту «Макларен» показать такой результат. Однако мы говорим о гонщике, который раскладывал машину в третьем сегменте, квалифицировался в районе пятого места, пока напарник квалифицировался на первой или второй позиции.

В этот раз Норрис пусть и не выдал круг всей жизни, но сделал то, чего было достаточно для поула. А как следствие и для победы.

Болид Шарля Леклера.
Фото Reuters

Помогло ли гонке правило двух обязательных пит-стопов?

Краткий ответ — нет, не помогло. FIA и FOM (Formula One Management) не поняли проблему трассы, потому что мыслят не так, как пилоты и команды. Проблема Монако не в износе шин и даже не в размере болидов. Проблема трека в том, что обычно мешает людям своевременно добираться до работы на машине, — в трафике.

В Монако очень тяжело обгонять. И сейчас, и десять лет назад, и двадцать, и тридцать, и даже сорок — можно посмотреть архивные записи и увидеть, что машины меньше, но обогнать друг друга все еще не могут. У проблемы необгонности нет решения — она заложена в суть трассы уже многие десятки лет. Ее нельзя решить окончательно — лишь вылечить симптомы.

И одно из главных последствий этой болезни — тот факт, что пилоты могут ехать на две-три, а то и на пять секунд медленнее своего реального темпа. Потому что такая скорость позволяет, например, напарнику впереди оторваться на дистанцию бесплатного пит-стопа, а соперникам позади не дает возможности обогнать.

И за непонимание именно этого фактора можно составить вполне адекватную претензию, относящуюся к FIA и FOM. Несколько раз за гонку Карлос Сайнс и Алекс Албон, шедшие в конце первой десятки, по очереди замедляли всех, кто ехал позади, создавая напарнику пространство для бесплатного пит-стопа.

Правило, введенное в этом году, оказалось слишком простым для такого комплексного и сложного вида спорта, как «Формула-1». Здесь спортивные директора и инженеры днями и ночами вычитывают регламент поисках способа его обойти. И находят. Было наивно полагать, что в данной ситуации они с этим не справятся.

Альтернативное решение? Легко. В квалификации действует правило 107% если пилот, лидирующий в протоколе, проходит круг, например, за 1:30, а самый медленный — больше чем за 1:36,3, то его не допускают к участию в гонке. Но в том случае, если есть дополнительные обстоятельства, подтверждающие возможность пройти круг быстрее, его могут допустить. Почему бы не ввести подобное правило в Монако, но для гонки?

Скажем, отсчитывать темп от быстрейшего круга всего заезда. Если пилот без каких-либо проблем проезжает круг на 7 процентов медленнее, то получает предупреждение. В том случае, если ситуация повторяется еще трижды, он получает пятисекундный штраф. С лимитами трассы подобное правило работает. Почему бы не изменить его, чтобы решить проблему Монако хотя бы частично?

Болид Джорджа Расселла.
Фото Reuters

События в гонке

Их было чрезвычайно мало, и спровоцированы они были в основном проблемой трафика и необходимостью совершать два пит-стопа. Даже вместе с самыми мягкими составами шин — правило двух пит-стопов не помогло. Кими Антонелли спокойно проехал на своем «харде» 63 круга — притом что в дистанции их 78.

Главным событием гонки, пожалуй, стала попытка Джорджа Расселла обмануть правила — он обогнал Алекса Албона, сдерживавшего группу пилотов за собой, срезав шикану на выходе из тоннеля. И получил штрафной проезд по питлейну без возможности поменять резину.

Конечно, присутствовал элемент стратегических игр. Хэмилтон поднялся с седьмого места на старте до пятого на финише. Но одно из этих мест он отыграл относительно Хаджара, болид «Рейсинг Буллз» которого не ровня «Феррари», а второе — относительно Алонсо. Алонсо, кстати говоря, сошел. Вот такой вышла гонка в Монако.

Болид Макса Ферстаппена.
Фото Reuters

Итоги. Положение в чемпионате

Ландо Норрис близко подобрался к Оскару Пиастри, что создает невероятную интригу. Макс при этом достаточно сильно отстает от пилотов «Макларен», но, если техническая директива в Испании изменит расклад сил (а есть основания полагать, что MCL39 сильно потеряет в скорости на прямых), у него еще могут быть шансы догнать пилотов команды из Уокинга.

В Кубке конструкторов начинается сражение между «Мерседес», «Ред Булл» и «Феррари». Разница между тремя командами — пять очков. И пока все играет против «Ред Булл» и в пользу «Мерседес». Несмотря на проблемы на последних этапах, W16 — все еще быстрая машина. Их трудности объясняются тем, что еще в Имоле они сделали крылья более жесткими, готовясь к той самой испанской технической директиве. И вполне вероятно, что на следующих выходных на трассе Барселона Каталунья они смогут вырвать лидерство в этом противостоянии.

Очень многое будет зависеть от положения оппонентов — предугадать то, как развернется ситуация, нельзя. Слишком многое в текущем регламенте завязано на передних крыльях, которые изменятся не только у коллективов верхней части пелотона, но вообще у всех команд. Безусловно, через неделю в Испании нас ждет захватывающее зрелище, полное неожиданностей.

Личный зачет: 1. Оскар Пиастри — 161. 2. Ландо Норрис — 158. 3. Макс Ферстаппен — 136. 4. Джордж Расселл — 99. 5. Шарль Леклер — 79. 6. Льюис Хэмилтон — 63. 7. Андреа Кими Антонелли — 48. 8. Александр Албон — 42. 9. Эстебан Окон — 20. 10. Исак Хаджар — 15. 11. Ленс Стролл — 14. 12. Карлос Сайнс — 12. 13. Юки Цунода — 10. 14. Пьер Гасли — 7. 15. Нико Хюлькенберг — 6. 16. Оливер Берман — 6. 17. Лиам Лоусон — 4. 18. Фернандо Алонсо — 0. 19. Джек Дуэн — 0. 20. Габриэль Бортолето — 0.

Кубок конструкторов: 1. McLaren — 319. 2. Mercedes — 147. 3. Ferrari — 143. 4. Red Bull — 142. 5. Williams — 54. 6. Haas — 26. 7. Racing Bulls — 22. 8. Aston Martin — 14. 9. Alpine — 7. 10. Sauber — 6.

13