5 июля, 09:00
Чемпионат приезжает на родину — в Сильверстоун, где провел свою первую гонку 75 лет назад. Но опустим исторические нюансы; Сильверстоун — дом мирового автоспорта наравне с Монцей, Монако и многими другими классическими трассами. Что же готовит этот скоростной трек?
Сильверстоун — скоростной автодром, включающий все типы поворотов: от медленных (Вилледж, Луп, и Вэйл), до средне- и высокоскоростных (к первым относятся Лаффилд, Бэккетс и Клаб, ко вторым — Коупс, Мэгготс и Стоув).
Примечательный момент — расположение старт-финишной прямой. Если на других трассах расстояние от стартовой позиции до первого поворота — фактически время для пилота, чтобы отыграть позицию, то Сильверстоун в этом аспекте выделяется. Начиная со старта — лишь к третьему повороту, Вилледж, необходимо жестко оттормаживаться. Он начинает медленную связку, которая продолжается в Луп — медленной шпильке, после разворота в которой машина устремляется вперед, ко второму сектору, в зону DRS.
Далее — средней жесткости торможение в Бруклэндсе, заворачивающемся левом, и тут же — перекладка в Лаффилд, округлый правый. Там важно поймать момент, когда вставать на газ и распустить машину максимально широко — к поребрику, едва касаясь гравийной ловушки. И затем — снова позволить машине выжимать предельные обороты до самого Коупса.
В гоночном режиме этот скоростной поворот требует торможения, в квалификационном же — проходится в полный газ. Там особенно легко заметить, насколько быстры болиды «Формулы-1» — от одного только поворота руля они теряют в скорости из-за повышения аэродинамического сопротивления.
И далее — одна из наиболее культовых связок чемпионата. Быстрый левый Мэггетс, который проходится в полный газ, затем — резкая перекладка в Беккетс, левый изгиб и только после — плавное торможение, сброс двух передач и среднескоростной Чейпел.
Круг почти завершен: остается лишь плавный Стоув, где торможение — крайне мягкое и плавное; затем — необходимо поймать машину на внешнем поребрике, направить ее к внешнему радиусу шиканы Вэйл-Клаб, где поймать апекс первого, направить машину в сторону финишной черты и завершить круг.
Судя по материалам первых двух тренировок — лидерами на этом этапе выступят «Феррари» и «Макларен». Конечно, вероятнее всего, британская команда будет быстрее своих итальянских конкурентов, однако австрийское обновление днища принесло свои плоды: Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон не только могли пилотировать SF-25 на пределе в масштабах одного круга, но и демонстрировали высокий (сопоставимый с «Макларен»!) гоночный темп.
Оба пилота «Скудерии» остались довольны итогами пятницы, чего не скажешь о пилотах «Макларена» Ландо Норрисе и Оскаре Пиастри. Они были сдержанны в своих комментариях, и вот почему: MCL39 крайне чувствительна к порывам ветра, которые на Сильверстоуне, расположенном на равнине, особенно сильны. Не облегчает задачу и обилие скоростных поворотов, где ветер оказывает особенно большое влияние.
И Норрис, и Пиастри отметили высокий темп итальянских соперников, говоря о них как о главных соперниках в данном «Гран-при». И это при том, что «Феррари» не привезли обещанную заднюю подвеску, отдав предпочтение адаптации нового днища. Окупилась ставка или нет — увидим уже завтра.
Продолжая говорить о конкурентах: у болида «Мерседеса», W16, постепенно раскрывается проблема, аналогичная его предшественнику, W15. Темп машины зависит от погодных условий. В Австрии, где температуры были невероятно высоки, Расселл не мог составить конкуренции пилотам «Феррари», и сейчас надежда гонщиков серебряных стрел в том, что суббота и воскресенье на Сильверстоуне будут более прохладными, чем пятница.
От погоды не зависит «Ред Булл» — но весь день Макс Ферстаппен жаловался на поведение машины, мучаясь то от недостаточной поворачиваемости в медленных поворотах, то от избыточной в скоростных. Доктор Марко, спортивный консультант команды, конечно, говорил о том, что деградация резины у Макса была ниже, чем у конкурентов. Однако эти слова не стоит воспринимать за однозначную истину: пока «Ред Булл» следили за износом шин на RB21, другие команды, более уверенные в этом показателе, могли просто оценивать свой темп при разной топливной загрузке.
Проанализировав быстрые круги второй практики, я пришел к выводу, что, вероятнее всего, поул займет один из двух пилотов: либо Норрис, либо Леклер. Я не говорю о Пиастри и Хэмилтоне: но первый чувствует себя менее уверенно за рулем болида с тех пор, как Норрис получил обновления, которые помогли ему лучше ощущать машину, а второй в целом медленнее напарника по ходу сезона.
На стороне Норриса — медленные повороты. В них всю силу механического зацепа проявляет подвеска MCL39, в то время как SF-25 ощущает себя неуверенно в связке первых поворотов или последней шикане. Эта черта машины «Феррари» проявлялась и в Австрии.
Однако в Сильверстоуне намного больше скоростных поворотов, где Леклер может отыграть время: он был особенно хорош на выходе из Коупс, проходя который не поднимал ногу с педали газа, и на выходе из Беккетс, где смог отыграть у Норриса десятку.
Но однозначно говорить о результатах пока рано. Во-первых, погода должна измениться, и нас может ждать дождевая квалификация; поэтому не стоит списывать со счетов Хэмилтона. Во-вторых же, всю пятницу «Феррари» ехали с придушенным двигателем, чтобы не расходовать ресурс мотора. Сезон наконец-то начинает разгоняться и обретает динамику, сопоставимую с прошлым годом; осталось лишь, чтобы воскресные заезды не подкачали.
Расписание уик-энда:
Суббота, 5 июля
13.30 мск. Третья практика
17.00. Квалификация
Воскресенье, 6 июля
17.00. Гонка