Роберт Шварцман
Родился 16 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.
Российский автогонщик.
В детстве фактически переехал в Италию, где участвовал в картинговых сериях и соревнованиях. В 2014 году дебютировал в итальянской «Формуле-4». За несколько лет добрался в автогоночной иерархии до «Формулы-3», заняв несколько раз третьи места в других чемпионатах и выиграв серию Toyota Racing Series.
Выступает за команду Prema Racing, является участником программ SMP Racing и академии «Феррари».
Главное событие российского спорта прошедшей недели — решение «Рэд Булл» вопреки логике оставить Даниила Квята в «Торо Россо» и не брать вместо Пьера Гасли в основную команду, предпочтя Александра Албона. Это не первый карьерный удар по россиянину в «Формуле-1», да и его предшественник Виталий Петров тоже страдал от странных решений. Но пока наши борются с ветряными мельницами в Ф1, в младших сериях подрастает новое поколение российских талантов. Главный из них на данный момент — Роберт Шварцман, который в 19 лет возглавляет зачет «Формулы-3», опережая ближайшего соперника эстонца Юри Випса. «СЭ» поговорил с молодым пилотом об отношении к успеху, планах на будущее и современной «Формуле-1».
— Часто вам удается бывать в России?
— Последний раз был полторы недели назад. Но обычно могу отсутствовать месяцами.
— Скучаете?
— Первые две недели — не обращаю внимания. Но вот потом уже такие мысли начинаются.
— Вы лидируете в Ф3 перед заключительной частью сезона. Сами ожидали от себя такое? Ведь в часто первый сезон уходит на обкатку.
— Я как-то вообще об этом не думал. И сейчас стараюсь не думать. Конечно, приятно, но впереди три уик-энда. И чем меньше я думаю о своем месте в таблице, тем лучше. Надо подходить к каждой гонке индивидуально. Когда начинаешь думать о победе и том, как ее сохранить — как раз повышается шанс ее потерять. Такие мысли от себя гоню.
— Для вас важно именно выиграть чемпионат или повышение в классе важнее?
— Да, мне принципиально хочется его выиграть. Когда побеждаешь — есть уверенность, стимул работать, улучшаться. Так что это сейчас очень важно для меня и будет большим шагом вперед. А что там будет дальше — неизвестно.
— Вы говорили, что после этого сезона опции две — либо «Формула-2», либо «Формула-1». Слова про последнюю опцию — это ваше личное видение или был интерес со стороны команд?
— Это чисто мои, я бы сказал, мечты. Так я вижу свой путь. Вся моя работа направлена на то, чтобы попасть в «Формулу-1». Каких-то предпосылок для этого сейчас, наверное, нет. Но посмотрим. Вдруг будет какое-то супервезение, и появится вакансия. Это было бы очень круто. Нет — буду идти и дальше ступенька за ступенькой, как делал раньше. Сейчас первая цель — закончить чемпионат, вторая — его выиграть.
— Финал сезона в Сочи увеличивает ваши шансы?
— В Сочи я никогда не ездил, трасса для меня новая. Скорее это на меня давит, вряд ли помогает. Решающая гонка, еще и дома есть двойное желание победить. Но, конечно, я постараюсь расслабиться, как и перед другими гонками.
— Со многими ли вы людьми в пелетоне общаетесь, дружите? Кто-то говорит, что в спорте дружба невозможна, кто-то — наоборот, легко. Выпить коктейль с Юри Випсом после гонки можете?
— Ну, выпить коктейль — это не совсем дружба. Посидеть вместе мы можем, если договоримся. Но это так, приятельство, просто посмеяться. А на завтрашний день мы снова будем на трассе, и никто никому не уступит. В моем понимании дружба — это все-таки когда ты в определенной ситуации уступаешь. С Випсом такого сто процентов не получится.
— То есть в автоспорте нет места дружбе?
— На мой взгляд, когда вы соперники — нет. Я дружу с ребятами, с которыми мы тоже гонялись, боролись, но сейчас не ездим вместе.
— С Миком Шумахером, сыном легендарного Михаэля, вы были приятелями или соперниками?
— Соперниками. Он человек сам себе на уме.
— Видели в нем задатки отца? Михаэль тоже был весьма честолюбивым человеком.
— Я не знаю его отца, поэтому мне трудно судить. Вообще то, что было между нами, пусть между нами и останется.
— Вы говорите, как будто у вас действительно было жесткое соперничество.
— Так оно и было. Но не только со мной, у него так со всеми. Это в принципе нормально, я понимаю его точку зрения. У нас же спорт все-таки.
— Вы говорили, что хотите сделать автоспорт в России популярным. Но, наверное, не будете спорить, что позволить себе им заниматься у нас могут немногие. Его реально сделать доступнее?
— Если честно, во все, что связано с деньгами, я не очень погружен. Да, слышал, что это один из самых дорогих видов спорта... Мне кажется, у нас очень затратная рабочая сила. Очень много людей, персонала, техники. Но никто же не хочет отказываться от высоких результатов. Поэтому сокращать ее вряд ли кто-то будет.
— Ваш отец говорил, что вкладывает в вас много денег. Есть ли какие-то прикидки, когда это можно отбить?
— Моему отцу огромное спасибо. Он в меня много инвестировал, особенно когда я был маленьким. Но сейчас он в меня больше ничего не вкладывает, меня полностью поддерживает программа SMP Racing. В трудные минуты они меня поддерживали. Были моменты, когда опускались руки, и я думал — а хватит ли средств? А что я буду делать, если здесь не получится? Это же моя жизнь! Сейчас, конечно, это затраты, но если моя карьера сложится — а я в это верю — то в «Формуле-1» все поменяется местами.
— Прямо хотелось бросить?
— Нет, бросать никогда не хотелось, мне всегда нравились гонки. Но иногда, когда я недорабатывал, не приносил результат, то мне говорили: «Может, стоит на этом закончить?» Слава богу, это было давно, и я через это прошел и шел до конца. Всегда надо пробовать и смотреть, что будет.
— Помимо SMP Racing вы являетесь участником программы академии «Феррари». Как это выглядит изнутри? Академия ассоциируется с учебой.
— Они стараются сделать нечто наподобие школы, действительно. Я сейчас, можно сказать, живу в Маранелло. Это как лагерь, но открытый, там необязательно быть все лето. Обычно мы собираемся на несколько дней. Тренируемся, есть и ментальные занятия. Все мы в командном кругу, нас учат командной работе, упражнения на сотрудничество дают. В свободное время общаешься с друзьями.
— Ментальные занятия — что это?
— Тренер объясняет нюансы психологии, дыхания перед гонкой, если волнуешься. Если недостаточно бодр — надо как-то по-другому дышать. В таком духе.
— Йоги не было?
— Периодически практиковали. Это были небольшие лекции, я сходил три раза.
— Успеваете ли смотреть «Формулу-1»?
— Только по телевизору. Я раньше думал, что если ты в паддоке «Формулы-3», то можешь сходить посмотреть... Но времени нет вообще! Обычно во время гонки едешь в аэропорт, это лучшее время уехать с автодрома. Потом начинается коллапс. Только Барселону удалось посмотреть вживую.
— Вам нынешняя Ф1 нравится? Если брать не последние гонки, а годы? Не кажется ли вам, что там много скучных гонок?
— Скука, судейство — да, есть эти моменты. Но главная проблема, мне кажется, в слишком разном уровне машин. Нет большой конкуренции, особенно у лидеров. Было бы, как в Ф2 или Ф3 — чемпионат могут выиграть человек семь, остальные недалеко, могут создать проблемы — проблем бы не было. Такие гонки гораздо насыщеннее, и смотреть интереснее, и по-настоящему проявляются качества пилота. Не буду говорить, кто, но я примерно знаю фамилию человека, который выиграет этот чемпионат.
— Кажется, мы все о ней догадываемся.
— Вот именно. Все знают, кто выиграет этот чемпионат «Формулы-1», и это было понятно после пятой или шестой гонки. Смысл дальше смотреть? Все остальные останутся при своих. Единственная интересная гонка получилась только потому, что вмешалась погода — в Хоккенхайме. И именно ее я пропустил, а она оказалась бомбической! Наверное, мне вообще их не надо смотреть. (смеется)
Им надо как-то ограничивать машины, чтобы они были на сравнительно похожем уровне. IndyCar смотреть интересно. Ралли тоже — там выигрывают смелые. Я смотрю видео, мне иногда самому стремно! Да та же самая Ф3. У нас гораздо больше экшена, интереснее! Как-то раз в instagram Ф1 выложили опасные моменты с моим участием в гонке в Великобритании, и я смотрю комментарии — там пишут: «Сделайте гонки, как у них! 30 ребят грызутся, все могут выиграть».
— Раз уж вы сказали про погоду — как насчет искусственных дождевых гонок? Несколько лет назад Берни Экклстоун выступал с такой идеей.
— Было бы интересно, чтобы посередине гонки такую систему врубали. И никто не знал, когда. Тогда реально не угадаешь, как сложится гонка. Как в Хоккенхайме, где Даня Квят за счет смены шин заехал на подиум.
— Чем будете заниматься в ближайшие недели на каникулах?
— Буду тренироваться, ходить в спортзал, заниматься на симуляторе.
— Подождите, а отдохнуть?
— Это разумеется. Вот я приехал в Москву, сейчас с друзьями поедем куда-нибудь погуляем, в места сбора автолюбителей, тюнингистов. Но все же главное для меня сейчас, помимо отдыха, не выпадать из рабочего ритма. Постараюсь провести завершающую часть сезона так же успешно, как предыдущую.