20 августа 2018, 20:00

Цирк на монобобах. Зачем из бобслеисток сделали одиночниц

Наталья Марьянчик
Обозреватель
В России для новой олимпийской дисциплины есть лишь две машины.

Международный олимпийский комитет (МОК) принял решение ввести в программу зимних Игр-2022 в Пекине соревнования среди женщин на монобобах. Как это станет точно выглядеть – пока никто не знает. Но скучно точно не будет.

Появление в олимпийской программе женских монобобов стало неожиданностью даже для международной федерации. Там делали ставку на бобы-четверки, либо на смешанные соревнования в бобслее и скелетоне сразу. В стремлении к гендерному равновесию логичнее сделать женский аналог уже существующей дисциплины, чем придумывать что-то новое. Но МОК пошел по другому пути. И теперь через четыре года в Пекине мы впервые увидим заезды на монобобах, которые пока остаются загадкой для большинства болельщиков. Это новинка для бобслея, которая отличается от привычного турнира вообще всем: начиная от внешнего вида снаряда и заканчивая подготовкой.

ОТ ОБМЕНА МАШИН ПОСТРАДАЛ РОССИЯНИН

Главная фишка монобобов – это их доступность. Если самый обычный боб для двойки или четверки стоит, примерно как автомобиль премиум-класса, то монобобы вообще покупать не нужно. Их предоставляют на соревнованиях всем участникам бесплатно и по жребию. А значит, фактор технической подготовки инвентаря сходит на нет. Не нужны ни дорогостоящие коньки, ни вообще механики. Это примерно как в "Формуле-1" посадить всех пилотов за руль одинаковых машин. Другой мир, другой вид спорта.

Кроме того, в монобобах не нужно тратить годы на подготовку. Так как разгоняет и пилотирует боб один и тот же человек, недостаток одних качеств можно компенсировать другими. Поэтому на старт выходят самые экзотические участники из Ямайки, Нигерии и прочих теплых стран. Экзотическая женская бобслейная двойка из Ямайки, которая привлекла всеобщее внимание этой зимой в Пхенчхане, также начинала свою карьеру с монобобов.

Соревнования на монобобах дебютировали на серьезном уровне два года назад, когда они вошли в программу юношеских Олимпийских игр в Лиллехаммере. Причем тогда выступали и мужчины, и женщины.

Точный формат турнира в Пекине пока не объявлен, но если взять за основу первый опыт, получится любопытно. Так, например, тогда выяснилось, что сделать 30 абсолютно одинаковых монобобов невозможно. Счет ведь идет на сотые доли секунды, и все равно некоторые машины оказываются чуть быстрее других. Поэтому придумали правило: после первого заезда лучшие спортсмены обязаны поменяться своими бобами с худшими.

Пострадал от этого тогда россиянин Максим Иванов. Показав лучшее время в первой попытке, он получил монобоб аутсайдера-испанца. Выяснилось, что машину несколько раз ремонтировали, но неисправности не настолько критичны, чтобы снять ее с соревнований совсем. В итоге, Иванов показал лишь пятое время и чуть не остался совсем без награды. Тут уже вырисовывается тактика: побеждать в первом заезде порой невыгодно, потому что потом тебе достанется самая медленная машина.

Вообще, в своей карьере монобоб пробовали почти все атлеты. С него начинается обучение любого пилота. Вот только до сих пор соревнования в этой дисциплине проводили только до 18 лет, либо среди паралимпийцев. Кстати, в паралимпийском спорте монобобы – очень перспективная история – скорее всего они дебютируют уже на Играх в Пекине.

Спортсменка в монобобе. Фото twitter.com
Спортсменка в монобобе. Фото twitter.com

ДУДКИНА: ЖЕНСКИЙ МОНОБОБ – ЭТО МОЙ ШАНС

– Юношеская Олимпиада – это самое светлое мгновение моей жизни, – призналась Анастасия Дудкина, которая в Лиллехаммере в соревнованиях монобобов заняла 12-е место. – Таких сильных эмоций я с тех пор не испытывала. Общение с людьми со всего мира, практика английского языка – это было потрясающе!

– Как вы вообще оказались на юношеской Олимпиаде именно в монобобах?

– Я занималась бобслеем, но с перспективой на пилота двойки. В Сочи проходил отбор в монобобах, я его прошла и поехала в Лиллехаммер. Чтобы участвовать в юношеской Олимпиаде, нужно было уже на месте пройти несколько тестов, и я с этим справилась.

– Ездить на монобобе вам понравилось?

– Пилотирование монобоба почти ничем не отличается от двойки. Разница только в том, что в монобобе вся ответственность лежит только на тебе. Бобслей – командный вид спорта, и монобоб не совсем типичная история. Но это интересно.

– Что за история была в Лиллехаммере с обменом бобов между участниками? Машины действительно оказались разными, несмотря на то, что заявлены были как одинаковые?

– Изначально машины распределялись на жеребьевке, а после первого заезда мы должны были поменяться. Быстро выяснилось, что машины не одинаковые. Многие бобы ломались, их чинили, но на трассе они показывали себя не лучшим образом. Мне кажется, это вообще не совсем реально – сделать 30 абсолютно идентичных машин. У нас настолько тонкий вид спорта, что отличия все равно будут.

– Как сложилась ваша спортивная судьба после Лиллехаммера?

– Я продолжаю заниматься бобслеем, но сейчас из-за финансового положения нет возможности выезжать на соревнования.

– Вы рассматриваете включение женского монобоба в олимпийскую программу как свой шанс?

– Конечно, да. Женских экипажей в России очень мало, причем и во взрослой, и в юниорской командах. Поэтому лишняя дисциплина – это шанс, которым надо постараться воспользоваться.

ЗУБКОВ: ИМЕННО РОССИЯ ПРЕДЛОЖИЛА МОНОБОБЫ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ

– В какой стадии находится развитие женских монобобов в нашей стране? – вопрос президенту Федерации бобслея и скелетона России Александру Зубкову.

– С тех пор, как этот вид спорта стал олимпийским, финансированием его развития, включая закупку инвентаря и формирование сборной. должно заниматься Министерство спорта. Хотя федерация уже сейчас многое делает своими силами.

– Вообще монобобы в России сейчас существуют? Кто-то из девушек на них тренируется?

– У нас пока имеются два монобоба. Но тут нет ясности и от международной федерации: будут ли монобобы предоставляться на соревнованиях всем участникам, или мы все-таки должны будем их возить сами. От этого напрямую зависит и количество инвентаря, которое нам понадобится. Что касается спортсменок, перспективные девочки у нас есть, но в их подготовку нужно вкладывать средства. Если они не смогут выезжать на соревнования, наши шансы будут минимальны.

– То есть как таковой сборной по женскому монобобу у нас не существует, хотя до Олимпиады остаются всего три с половиной года?

– Да, отдельной команды пока нет, потому что на нее опять же нет финансирования. Если мы получим поддержку от Министерства спорта и Олимпийского комитета России, безусловно, такая команда появится. Смету мы уже предоставили, и теперь решение за Минспорта.

– Появятся ли до Олимпиады чемпионаты мира или этапы Кубка мира по монобобу?

– Пока международная федерация ответа на эти вопросы не дала. Вопрос, будет ли монобоб в ближайшее время представлен в рамках Кубка мира, Кубка Европы, или это будут вообще отдельные соревнования. От этого будет зависеть и схема олимпийского отбора и получения лицензии.

– Лично вы в спортивные времена монобоб пробовали?

– Лично я – нет. Я пришел в бобслей из санного спорта, поэтому уже имел представление о пилотировании. Мне нужно было понять длину дистанции, механизм управления машиной, но опыт прохождения трасс у меня уже был. Поэтому начинал сразу с боба-двойки. Хотя начинающие пилоты обычно садятся в монобоб.

– У российских спортсменок будут перспективы завоевать в монобобе медаль на Играх-2022 в Пекине?

– Безусловно. Мы всегда ставим перед своими спортсменами самые высокие задачи. С командой работает профессиональный тренерский штаб, который способен помочь их решить. Открою секрет, именно наша страна выдвинула предложение международной федерации включить женский монобоб в олимпийскую программу. Впоследствии уже это предложение было утверждено и дошло до МОК. Я считаю, что это правильное и быстрое решение, которое уравновесит количество участников олимпийского турнира у мужчин и у женщин и будет способствовать развитию бобслея в целом.