16 января 2019, 21:35
Решение Международной федерации бобслея о запрете Александру Зубкову занимать официальные посты до декабря 2020 года спровоцировало в патовую ситуацию – ничего подобного не случалось за всю историю нашего спорта. Олимпийский комитет России уже призвал национальную федерацию досрочно прекратить президентские полномочия Зубкова, а министр спорта РФ Павел Колобков, вероятно, во время личной встречи будет уговаривать функционера добровольно уйти в отставку. Но если Зубков упрется, целых два олимпийских вида спорта – бобслей и скелетон – могут быть парализованы в России на очень долгое время.
Как распутывать завязавшийся узел – непонятно. С одной стороны бывший пилот сборной России признан Спортивным арбитражным судом виновным в нарушении антидопинговых правил во время Олимпиады в Сочи. Решение вступило в силу, и Международная федерация бобслея вполне логично отреагировала на него дисквалификацией. Но казус в том, что российский суд не признал Зубкова нарушителем и сохранил за ним титул олимпийского чемпиона. Правда, этот вердикт действует только на территории нашей страны. ОКР пытается оспорить данное решение, но, вероятно, на это потребует немало времени.
Поскольку с точки зрения российского суда Зубков пока чист, непонятно на каком основании Федерация бобслея России должна объявлять ему импичмент. Ведь формально это – общественная организация, подчиняется она в первую очередь российским законам, и Международная федерация ей в общем-то – не указ. Таким образом, у Зубкова есть все шансы стать первым в истории президентом федерации, полномочия которого действительны только на территории России.
Добавим к этому, что Зубков еще может оспорить дисквалификацию в лозаннском арбитраже или в том же российском районном суде, и тогда все запутается окончательно. Сложно осуждать его за попытку отстоять с таким трудом завоеванный олимпийский титул. Логика знаменитого в прошлом спортсмена понятна – он не согласен с наказанием и защищается как может. Однако заложниками ситуации сейчас может оказаться огромное количество коллег Александра.
Другие международные федерации в похожих спорах поступали просто – лишали непослушную национальную федерацию признания, что автоматически означало дисквалификацию сборной. Свой инструмент есть и у Министерства спорта РФ – теоретически организация, которую возглавляет Зубков, может быть лишена государственной аккредитации. В таком случае обычно создается новая организация, которой переходят все полномочия, а президент-бунтарь остается во главе ничего не значащей структуры.
Если подобное случится, это будет самым печальным финалом самой успешной карьеры в российском бобслее. А ведь всего этого могло не быть, если бы Зубков, как и планировал, ушел из большого спорта после Олимпиады-2010 в Ванкувере. Но он вернулся ради домашних Игр-2014, и в 39 лет воплотил в жизнь свою мечту – стал двукратным олимпийским чемпионом.
Когда экс-президент Федерации бобслея России банкир Георгий Беджамов два года назад был объявлен в розыск из-за финансовых махинаций и бежал из страны, Зубков снова решил выступить в роли спасителя родного вида спорта. Но может так получиться, что на деле он станет его могильщиком.
Бобслей и скелетон, несмотря на их давнюю олимпийскую историю, – камерные дисциплины. И то, что в нашей стране на них постоянно обрушиваются грандиозные скандалы можно объяснить исключительно злым роком. Проблем, с которыми столкнулся Зубков, хватит на несколько жизней. Наверняка, во многих из них он виноват сам. Но Александру предстоит тяжелейшая дилемма – когда личное благополучие несовместимо с благополучием того дела, которому посвящена жизнь. И от выбора будет зависеть, кем Зубков в итоге станет для нашего спорта, – героем или злодеем.?