28 марта, 17:30
14-й чемпион мира Владимир Крамник продолжает называть имена игроков, которые показывают аномальные результаты в онлайн-шахматах, при этом имеют довольно скромный рейтинг ФИДЕ. Один из таких шахматистов — Хосе Мартинес Алькантара (больше известный как Жоспем). Он регулярно попадает в топ-3 на «Титульных вторниках», а на сайте Chess.com имеет 11-й номер рейтинга в рапид, опережая многих звезд первой величины. При этом в рапид-рейтинге ФИДЕ мексиканец не входит и в топ-50. В блиц результаты более высокие, при этом вживую он не играет с элитными игроками.
После очередной выдающейся игры Жоспема в режиме онлайн боссы Chess.com объявили, что их съемочная группа следила за ним на протяжении всего «Титульного вторника», что якобы говорит о том, что игрок не использует никакие подсказки. В комментарии пришел Крамник, который отметил, что это ничего не значит, а конкретно в тот вторник Жоспем играл гораздо слабее, чем обычно, и ему откровенно везло. В этой же беседе появились испанские журналисты, которые захотели организовать «живой» матч Крамника и Жоспема. Россиянин сразу дал на это добро, а спустя месяц об этом стало известно официально.
Их матч пройдет с 7 по 9 июня в Мадриде и будет состоять из 36 партий с контролем времени 3 минуты + 2 секунды на ход. Половину партий участники сыграют в обычный офлайн-блиц, а вторую половину — на онлайн-платформе, но находясь в одном помещении, что, вероятно, исключает потенциальную возможность читерства.
Правда, второй номер рейтинга ФИДЕ, участник матча на первенство мира-2018 Фабиано Каруана не уверен, что в этом есть хоть какой-то смысл.
«Есть четыре возможных исхода: победа Владимира, победа Жоспема, Жоспем побеждает с отрывом или Крамник побеждает с отрывом, — написал Каруана. — А теперь вопрос — вносит ли какой-то из вариантов хоть какую-то ясность? Предположим, что Жоспем выиграет с отрывом. Является ли это доказательством того, что он чист? А если он проиграет, будет ли это доказательством того, что он читер? Я не думаю, что Крамник выиграет с огромным отрывом. Это будет очень близкий матч. Я играл с Жоспемом за доской, и я не сказал бы, что вынесу его в одну калитку, а значит, и Владимир не вынесет.
Поэтому это спор ни о чем. Крамник скажет: «В онлайне он демонстрировал совершенную доминацию, поэтому этот близкий матч доказывает...» Другие ответят: «Жоспем, очевидно, сильный шахматист, поэтому этот близкий матч доказывает противоположное». В общем, получим то, что уже имеем: спор о вещах, которые не поддаются количественной оценке».
Схожего мнения придерживается и бывший исполнительный директор ФШР Илья Левитов.
«Интересно, а что докажет этот матч? Если Жоспем разгромит Владимира Борисовича, то, значит, он не читер 100%? А если выиграет не с большим перевесом, то что тогда? А если выиграет Крамник, то его забанят? Не вижу развития ситуации ни при каких сценариях матча. Да и само мероприятие очень современное: хайп ради хайпа, бессмыслица полная. Экс-чемпион мира, почетный пенсионер играет матч с с шахматистом, у которого в активе нет ни одной значимой партии вживую. Ну просто шахматист, таких много», — отметил Левитов.
Тем не менее для Крамника это уже принципиальный момент. В середине марта во время «Титульного вторника» россиянин отказался играть с Жоспемом, сдавшись после второго хода (ранее Владимир делал то же самое в партии с Хансом Ниманном). Он давно следит за успехами 25-летнего мексиканца.
«Я внимательно изучил игру топ-игроков онлайн за последние полгода-год, — заявил Крамник в эфире Levitov Chess. — И топ-5 выглядит следующим образом: Карлсен, Накамура, Вашье-Лаграв, Дуда, а на пятом месте Жоспем. Это немыслимо высокий результат, он должен быть блицером минимум мировой десятки (занимает 23-е место, живой рейтинг 2703). Но в офлайне играет он мало (не принимал участие в чемпионатах мира по быстрым шахматам последние три года). Допустим, в онлайне ему удобнее. Но за доской он должен быть в десятке, это колоссальный уровень. В последнем «Вторнике» (разговор состоялся в начале марта) Жоспем показал первое качество игры — выше Магнуса, Хикару. А это 22 партии, фактически чемпионат мира. Он должен быть игроком высочайшего уровня. Я не знаю, надо проверить, может, так и есть, но пока он этого не показал, потому что [в офлайне] он не играет.
Дележ шестого места у Алексея Сараны (россиянин, теперь за Сербию — прим.) и Дмитрия Андрейкина. Ну, хорошие шахматисты, но все-таки тоже надо доказывать, что они сильнее почти всей остальной десятки. Я ничего не говорю, это статистика. Дальше идет Левон Аронян, но он провел мало турниров. У Маттиаса Блюбаума очень интересная статистика. Он входит в топ-10, но на последних 20 турнирах даже в десятку не попал, а до этого громил всех, постоянно был в призах. То есть человек играл-играл на топ-5 и вдруг перестал попадать в десятку. Как это понимать — не знаю».