Минимальные (1080p / 30 FPS)
ОС: Windows 10 64-bit
Процессор: Intel i5-4690 / AMD FX 8350
Видеокарта: NVIDIA GTX 970 / AMD RX 480 (4 ГБ)
Оперативная память: 8 ГБ
Место на SSD: 150 ГБ
Рекомендуемые (1080p / 60 FPS)
ОС: Windows 10/11 64-bit
Процессор: Intel i7-8700K / AMD Ryzen 5 3600
Видеокарта: NVIDIA RTX 2060 Super / AMD RX 5700 XT (8 ГБ)
Оперативная память: 16 ГБ
Место на SSD: 150 ГБ
4K / Ultra
Видеокарта: NVIDIA RTX 4080 / AMD RX 7900 XT
Процессор: Intel i7-13700K / AMD Ryzen 7 7700X
Оперативная память: 32 ГБ
Примеры производительности (Ultra-настройки): RTX 4060 Ti: 100 FPS (1080p), 69 FPS (2K), RTX 4080: 92 FPS (4K)
Пройти «Врата Балдура» можно на PC (Windows, macOS), PS5, Xbox Series X/S. Цена на игру в России колеблется в зависимости от площадки от 2000 до 6500 рублей.
Действие Baldur's Gate 3 происходит в мире Забытых Королевств спустя 120 лет после событий второй части. Игрока похищают иллитиды, внедряя ему в мозг паразита-личинку с целью превратить носителя в нового представителя расы. После крушения корабля герой чудом выживает и начинает поиски способа избавиться от паразита. В своем путешествии по Фаэруну он исследует мир, заключает союзы и сталкивается с различными расами, демонами и предателями. Сюжет не требует знания предыдущих игр серии, но содержит множество отсылок для преданных фанатов.
Всего пройти предстоит 3 акта: от лесов Побережья Мечей до готичных Земель Теней и гигантского города Балдурских Врат. В странствии вас могут сопровождать 10 уникальных компаньонов, каждый из которых имеет личную историю, что раскрывается по ходу игры. К тому же решения меняют судьбы персонажей и финал. Убийство ключевого NPC может закрыть отдельные квестовые линии и концовки.
Игра находилась в раннем доступе Steam с 2020 года, где был доступен только первый акт. За три года Larian Studios добавила кат-сцены, диалоги, улучшила анимации, отбалансировала боевую систему, исправила 90% багов, отмеченных игроками, но основной сюжет и задания оставила без серьезных улучшений. Это позволило выпустить качественный продукт с рекордными оценками на релизе.
Инфекция личинкой иллитида (цераморфоз) стала центральным двигателем сюжета и сложной механикой, которая влияет на геймплей и диалоги. Одновременно это и дар, и проклятие для игроков.
Во-первых, она позволяет использовать телепатию, чтобы читать мысли NPC, использовать уникальные скрытые ответы, контролировать зараженных персонажей и связываться с инфицированными. Во-вторых, цераморфоз дает специальные способности — отдельное древо прокачки, что дает пассивные и активные навыки иллитидов. Каждое использование способностей из древа увеличивает риск и приближает мутацию. Полный отказ от них замедляет процесс, но лишает мощных инструментов.
Негативной стороной становится возможность необратимого превращения в иллитида. Игрок постоянно ищет способы удалить личинку или остановить мутацию, сталкиваясь с Культом Абсолюта и Гитьянками. Другим путем для спасения становятся древние артефакты, волшебники, предлагающие попытки решения, и темные сделки.
Игра является ничем иным как воплощением виртуального мастера подземелий (D&D). Основой такой системы служит Dice Check System, которая использовала возможность броска кубика со сторонами от 1 до 20. К результату броска прибавляется модификатор соответствующей характеристики (Сила, Ловкость, Телосложение, Интеллект, Мудрость, Харизма) и бонусы от навыков/умений. Итоговое число сравнивается с заданной сложностью. Если значение равно или выше, то бросок считается успешным.
Отдельная механика — Преимущество и Помеха. Вместо одного d20 бросается два, и берется наибольший (преимущество) или наименьший (помеха) результат. Например: захват врага врасплох (преимущество на атаку), ослепление (помеха на атаку врага) и условия местности.
Создание персонажа в игре не менее увлекательная задача. В начале можно выбрать одну из 11 уникальных рас, каждая из которых дает свои преимущества. Игроку стоит смотреть не только на внешность предлагаемых для выбора персонажей, но и на ключевые бонусы: например, тифлинги имеют сопротивление огню, заклинания «Тьма» и «Адское воззвание», в то время как гномы (Лесные, Скальные и Глубинные) обладают преимуществом на спасброски Интеллекта, Мудрости и Харизмы против магии.
Особенной расой стали драконорожденные, которые имеют дыхательное оружие. Его урон зависит от предка-дракона, а также они имеют сопротивление соответствующему типу урона.
Классов в Baldur's Gate 3 — 12 архетипов, которые связаны с 46 специализациями. Выбор класса определяет стиль игры. Подкласс выбирается на 1-3-м уровне и задает уникальную стилистику.
Известный каждому игроку в RPG класс воина получил подклассы: мастер битвы, чемпион и потусторонний рыцарь (гибрид воина и мага с боевыми заклинаниями). Плут может развиться в вора, трикстера (добавляется возможность пользоваться магией иллюзии и очарования) и убийцу. Класс, который является символом фэнтези, — колдун: архифея, бестия и дьявол. И какая вселенная обходится без хиллера-священника, его сила зависит от божественного домена (выбирается на первом уровне): жизни, бури, обмана (аналогично для мага, друида, следопыта, паладина, монаха, барда и чародея) и других.
Боевая система Baldur's Gate 3 — это пошаговые тактические сражения, где каждый ход требует стратегического мышления. Основанная на D&D 5e, она превзошла настольный оригинал за счет интерактивного мира.
Инициатива (1d20 + Ловкость): определяет порядок хода, а персонажи с высоким бонусом ЛВК (+5) почти всегда ходят первыми. В игре имеется определенный набор действий: перемещение, отступление от врага, провоцирующее атаку возможности (бесплатная реакция). Основных действий в игре три: атака, заклинание (с выбором от Волшебной стрелы до Огненного шара) и использование способности (например, ярость варвара).
В дополнение к трем основным действиям есть бонусные, которые представляют собой короткие, но мощные эффекты: толчок, лечение, прыжок, зелье и даже некоторые заклинания (например, колдовская стрела). Учитывается и физика игры, так, например, тяжелый сундук, сброшенный с высоты, наносит урон 1d6, а мокрые цели получают вдвое больше урона от электричества и холода.
Кроме этого, есть и отдельные механики, которые помогают получить дополнительное преимущество, так как есть зависимость от положения на карте. Высокая позиция дает +2 к броску атаки дальнобойным оружием или заклинаниями, а низкая — создает помеху по целям, которые расположены выше.
Не стоит забывать и об особенностях синергии стихий и окружения — это часто может стать дополнительной поддержкой в битве. Игрок может использовать масло или спирт, чтобы вызвать возгорание, которое нанесет урон горением противнику, или сотворить воду и ударить в нее заклинанием электрического типа, вызвав тем самым удар током.
Огромным преимуществом Baldur's Gate 3 стало наличие оригинального движка, который был создан Larian Studios. Divinity 4.0 (ранее известный как The Lichdom: Battle Engine) — многолетний труд компании, который стал достижением аниматоров, художников и программистов. Каждый акт имеет собственную атмосферу, что стало возможно благодаря обилию визуальных эффектов и детализированности локаций.
Так, первый акт отличают акценты на солнечных лучах в рощах, реалистичную воду, разрушенные храмы, а второй — готическую архитектуру и искажения пространства, а также световые контрасты «тьмы и факелов». Пиком становится последнее действие — Балдурские Врата, где разработчики создали огромный город на 100+ NPC и многоуровневыми кварталами.
Живость визуала Ларианы сделали с помощью динамического беспорядка, когда предметы разного вида разбросаны по локации; интерактивного света и текстур предметов, которые могут меняться в зависимости от погоды и местности.
Музыка Борислава Славова также не осталась незамеченной, например, особо примечательными саундтреками стали: Down by the River — тема главного героя, что появляется при важных решениях в финальных диалогах; The Power — ассоциируется с иллитидской угрозой, а потому появляется в сценах кошмаров и использования сил паразита; Raphael's Final Act — самая демоническая из всех, которая наиболее запоминается по кульминации сделки с дьяволом в Доме Надежды.
Визуал и звук в Baldur's Gate 3 — не просто внутренняя упаковка, а полноценный участник повествования. Здесь все работает на погружение, это редкий случай, когда технологии служат искусству, а не наоборот.
Игра получила 98% позитивных отзывов в Steam и статус «Игра года» на The Game Awards 2023, а также множество других наград.
Агрегаторы оценок
Metacritic: 96/100 (PC)
OpenCritic: 97/100
VG Times: 5/5
Steam: 95% (свыше 500 тыс. отзывов)
Общие оценки
Иноязычные издания
Digital Trends: 5 из 5
Edge: 10/10
Eurogamer: 4 из 5
GameSpot: 10/10
GameStar: 95/100
Hardcore Gamer: 5/5
IGN: 10/10
The Guardian: 5 из 5
VideoGamer: 10/10
Русскоязычные издания
PlayGround.ru: 9,5/10
«Игромания»: 9,5/10
«Канобу»: 10/10