Стандартным режимом игры является мультиплеерный матч 5 на 5, для которого обязательно иметь деку — набор карточек юнитов, от чего и происходит название. Для каждой стороны есть играбельные заготовки от разработчиков, но они крайне ограничены и могут не соответствовать вашему стилю ведения боя. Для комфортной игры придется разобраться с основами построения дек, даже если вы захотите позаимствовать билд у кого-то другого. Без понимания базы не получится эффективно применять юниты. Гайд рассчитан в первую очередь на новичков, а если вы еще не совсем знакомы с игрой, то рекомендуем посмотреть обзор.
Из полезных деталей отметим, что в арсенале можно выбрать избранную деку, которая будет автоматически выбираться перед боем. Для этого нужно слева от ее названия поставить звездочку. Вы все еще сможете ее поменять на любую другую, но эта функция полезна на случай непредвиденных обстоятельств. Также можно обмениваться файлами с готовыми шаблонами, для этого в левом нижнем углу экрана есть кнопка «Папка с деками».
Перейдем непосредственно к процессу создания. Первое, что вы увидите, — выбор специализации. На данный момент у каждой из двух фракций их пять. Краткое описание и распределение очков категорий в правой части таблицы информируют о сильных и слабых сторонах вашего выбора. Возможно выбрать только два типа для боевой группы. На следующем этапе вы увидите пустую деку с лимитом в каждой категории, который зависит от специализаций. Его можно превысить на 10% от указанного значения. Важно, что общий лимит в 10000 строго фиксирован, нельзя выйти за его рамки.
Теперь все, что вам остается, — взять интересующие юниты из разных категорий. Следующее, с чем придется столкнуться, — окно характеристик, оно есть у каждой боевой единицы. Разберемся с его основными аспектами.
Защита против кинетического урона
Защита против кумулятивного урона (фугасный также относится к нему)
Характеристики брони с разных сторон
Активные и пассивные дополнительные функции (например, дымовая завеса)
Возможность закрепить информационное окошко для сравнения с другим юнитом
Выбор камуфляжа (скин, только косметический эффект)
Переключение между режимами информационного окна
Перечень основных характеристик (например, для танка это запас здоровья, дальность видимости, показатель незаметности, скорость, вес)
Список вооружения юнита и его количество
Подробная информация об оружии
Возможные модификации/разновидности юнита
Тип урона оружия
Стоимость юнита (как для категории, так и для вызова в бою)
Подробное окно характеристик боеприпаса
Обратите внимание, если навести курсор на любой из показателей, то во всплывающем окне появятся подробности о нем. Перечень информации для разных типов юнитов отличается. Далее пройдемся по всем категориям и рассмотрим виды войск, их назначение, потенциальное применение и комбинации.
Первой в очереди идет разведка, с помощью которой можно собирать информацию, проводить рейды в тыл противника, организовывать засады, вскрывать диверсантов противника. Этой категорией нельзя пренебрегать ни в коем случае, потому что вы рискуете остаться без обзора и инициативы. Самыми важными показателями являются «Оптика» и «Скрытность». Первый отвечает за дальность обзора, второй — за незаметность, является уменьшающим дальность обнаружения множителем. Чем выше показатель, тем лучше. Подробнее рассмотрим концептуальные виды разведки.
Боевая, задачей которой является обеспечение фронтовых юнитов обзором, а также огневая поддержка. У разведки есть хорошо вооруженные юниты, которыми можно усилить передовые позиции. Их основная задача — обнаружить врага как можно раньше, это особенно важно в лесу и городе, потому что пехота отлично может замаскироваться в такой местности. Также могут быть снаряжены средствами против техники и вертолетов.
Снайперы, в первую очередь, подразумевают отряд огневой поддержки. Благодаря оптике и особенностям оружия, с повышенной дальностью и возможностью игнорировать бонус от укрытия. Это позволяет наносить существенный урон на дистанции. Например, вам необходимо устранить расчет ПТРК или просто оказать поддержку наступающим войскам с безопасного расстояния. Особенно полезны в городах с высокой застройкой. Некоторое оружие оснащено глушителями, что позволяет вести огонь незамеченным, с каждым выстрелом показатель скрытности уменьшается. Наличие этой функции можно определить лишь визуально.
Информаторы, которые будут собирать данные о местоположении противника без вступления в бой. Ими может быть любая пехота разведки, обязательными показателями являются «Оптика» 2000 и «Скрытность» 3. Располагается на окраинах лесов и в самых высоких зданиях, чтобы покрывать наибольшую площадь. Очень полезно наличие лазерного целеуказателя, что позволит наводить корректируемые боеприпасы на врага. Проверить можно в дополнительных функциях юнита.
Диверсанты, крайне близкие к информаторам, которые также могут выполнять характерные задачи. При этом можно подобрать отдельный юнит с хорошим вооружением под специфичную задачу в тылу. Не все можно уничтожить из снайперской винтовки, иногда пригодится РПГ или ПЗРК.
Техника с хорошей оптикой, многозадачный вид разведки. Можно использовать для рейдовых операций в тылу врага из-за высокой мобильности. Высокий потенциал обнаружить и атаковать врага из засады на этапе развертывания. Это также мобильные «глаза» вашей бронетехники, которая часто обладает плохим обзором. С помощью этого типа разведки танковые звенья становятся более самостоятельными, особенно важно это на открытой местности.
Дроны, которые можно разделить на две разновидности. Первые патрулируют тылы, чтобы вражеская разведка не прошла глубоко. Они летят на малой высоте, благодаря чему им проще раскрыть диверсантов в лесу, а также они менее уязвимы к ПВО противника. Вторые, дроны для сбора общей информации, чаще всего долго не живут. Летят на большой высоте и могут обнаружить незамаскированные позиции юнитов врага, например ПВО и артиллерии. Это открывает вам возможность нанести по ним удар дальнобойным вооружением.
Вечный и незаменимый до сих пор род войск. В основном нужна для удержания позиций и ведения боя в лесах и городах. Располагает огромным перечнем вооружения, благодаря чему может выполнять практически любые задачи. Также вместе с пехотой можно выбрать наземное транспортное средство. Техника не привязывается к конкретному юниту, на ней сможет передвигаться любой другой ваш отряд, поэтому не нужно брать десятки БМП для доставки. Транспорт также может выступать и в роли огневой поддержки при хорошем оснащении. Пройдемся подробнее по концептуальным разновидностям.
Штурмовая пехота в первую очередь занимает позиции и устраняет солдат противника. Должна обладать десятой броней и хорошим вооружением для боя на ближней дистанции. Узкоспециализирована, из-за чего нуждаются в поддержке других юнитов. Эффективна на дистанции до 300 метров, но в ее оснащении может оказаться и снаряжение, которое рассчитано на штурм зданий — светошумовые гранаты. Если отряд с ней заходит в здание, то противник получает статус паники c дебаффами.
Дальнобойная пехота, чаще всего это особые отряды со снайперскими винтовками, а также пулеметами и личным оружием повышенной дальности. Также может располагать дополнительными противопехотными средствами для ведения боя на средних и больших расстояниях. Например, отряд ССО России обладает установкой противопехотных ракет. Такая же элита, как и штурмовики.
Линейная пехота, те, кому придется удерживать занимаемые позиции. Чаще всего основная часть их снаряжения ничем не выделяется. У них также может быть практически любое специализированное оружие: РПГ, ПЗРК, автоматические гранатометы. Элитные войска ограничены, поэтому без линейной пехоты не обойтись. У вас должны быть отряды с противотанковыми РПГ, это обязательно, брать их лучше побольше. Остальные разновидности линейной пехоты — на ваше усмотрение. Полезный совет: некоторые отряды вооружены большим количеством однозарядных РПГ, это им позволяет быстрее вести огонь, не отвлекаясь на перезарядку.
Специализированная пехота, задача которой строго узконаправленная. Правильным сюда будет отнести отряды с ПТУРами и ПЗРК. Задача первых — противодействие бронетехнике врага на большом расстоянии. Стреляют на несколько километров ракетой, поэтому желательно выбирать наиболее бронебойный вариант. Отряды ПЗРК специализируются на устранении вертолетов в первую очередь. Лучший вариант ПВО в городах с плотной застройкой. Иногда у одного отряда может оказаться две установки, это чаще всего лучший вариант.
Пехота поддержки не обладает никакой самостоятельностью. К данному виду можно отнести пулеметчиков и отряды с АГСами. По сути, обеспечивают дополнительной огневой мощью другие отряды на средней или дальней дистанции. Можно обойтись и без них, особенно если вы делаете ставку не на пехоту. Ситуативно могут оказаться очень полезны, но точно не понадобятся в большом количестве. Пулеметы наносят серьезный ущерб одиночному отряду, автоматические гранатометы — скоплению пехоты и быстро подавляют врага, уменьшая его эффективность и скорость передвижения.
Транспорт, также затронем его здесь. Можно использовать как быстрое средство доставки до позиций наземным путем, тогда нет необходимости тратиться на вооружение, и иногда защиту. Самым важным параметром будут являться скорость и вместимость, особенно по дорогам, отображается по умолчанию. При этом БМП пригодятся в качестве огневой поддержки или как основное наступательное средство. Отталкивайтесь от цели и задач при выборе транспорта, которые планируете отвести конкретной машине.
Основной наземный ударный кулак вашей боевой группы. В полях наступать без техники — сомнительная задача, удерживать позиции тоже будет нелегко. Здесь располагаются тяжелобронированные машины для огневого подавления передовых отрядов врага. Помимо них, есть легкая техника, что отлично подходит для засад или поддержки пехоты. Наиболее важным для наступления является комплекс активной защиты и дымовые гранаты. Первое средство позволяет перехватывать ракеты и выстрелы РПГ. Второе нужно для прикрытия перегруппировки. Обратите внимание, у орудий некоторых юнитов есть автомат заряжания, который позволяет сохранить скорость перезарядки на том же уровне при панике.
Тяжелые танки — это хорошо бронированная техника с мощным орудием. Незаменимы при наступлении и обороне. Для атакующей версии КАЗ обязателен, потому что с ним выживаемость танка существенно выше против большинства средств противодействия. Стоимость данной модификации высока, поэтому технике на оборонительных позициях можно не выдавать его. Чаще всего вы будете использовать в таком случае танк с закрытых позиций, большинство ракет не будут уже так опасны. Не тратьте ресурсы зря, всегда есть что-то необходимое.
Легкая бронетехника, которая выступает вспомогательным средством как для танков, так и для пехоты. Эффективна в засаде, потому что орудие здесь все такое же мощное. Выбивает пехоту из зданий, способна пробивать многие танки даже в лоб. Из-за своей уязвимости нуждается в комплексном использовании, но при должном умении становится смертоносным оружием. Наличие нескольких юнитов поможет в ситуации, где нужна мобильная огневая точка, но средств на танк не хватает.
ПТУРовозки выделены отдельно из-за своей узкой специфики. Это техника с полным отсутствием выживаемости, но подавляющей огневой мощью. Средство засад или контроля большого открытого пространства. По сути своей являются просто носителями множества управляемых ракет, некоторые оснащены и противопехотными вариантами. В таком случае они хорошо могут выбивать противника из зданий на большом расстоянии. Обращайте при выборе внимание на дальность, урон и пробитие ракет. Некоторая техника обладает возможностью множественного пуска как в разные цели, так и в одну. Это приоритетные варианты.
Основа любой деки располагается в этой категории. Сюда входят: транспорт снабжения, разные системы ПВО, артиллерия, пусковые установки и минометы. Вариантов, на что делать упор, здесь больше всего. Эта категория призвана дополнить и усилить любую из выбранных вами стратегий, но самое важное находится в деталях.
Снабжение, без него не обойтись ни в одной деке. Транспорт позволяет перевозить припасы, которые в свою очередь дают возможность пополнять боезапас, ремонтировать технику, восполнять потери пехоте. Без него невозможно вести боевые действия длительное время. Тем более вернуть в строй юнит гораздо дешевле, чем вызывать подкрепление. Некоторый транспорт снабжения, помимо припасов, также перевозит и пехоту, в него обычно помещается больше солдат. Один «Урал» доставит сразу несколько отрядов.
ПВО ближнего действия, задача которого понятна из формулировки. Стоит недалеко от линии боестолкновения и прикрывает наземные войска. Также незаменимо для защиты техники в наступлении, даже самые защищенные танки легко могут быть уничтожены вертолетами. Малоэффективны против авиации из-за малой дальности ракет. Не отличаются автономностью, поэтому чаще всего после выполнения боевой задачи их потребуется отправить к припасам.
ПВО прикрытия — самое многозадачное средство. Его главным преимуществом, наоборот, является автономность. Может работать по нескольким целям и имеет большой запас ракет. Также подходит для прикрытия флангов от вертолетов или защиты стратегического ПВО от баллистических и противорадарных ракет. Радар позволяет эффективно работать против любых целей в воздухе, поэтому эта техника и формирует второй эшелон обороны. Также надежно может прикрывать основные силы, помогая ПВО ближнего действия. Наиболее важными показателями являются дальность и возможность вести огонь по нескольким целям.
Стратегическое ПВО, которое было упомянуто чуть раньше. Это олицетворение девиза «Сами не летаем и другим не даем». Способно работать только по баллистическим и противорадарным ракетам, а также самолетам. Если вы не хотите, чтобы противник мог делать все, что он хочет, благодаря господству в воздухе, то обязательно позаботьтесь о наличии данного вида ПВО. Его в деке должно быть минимум два. Лучше каждому средству ПВО иметь замену, потому что они заявляются приоритетной целью для врага.
Минометы специализируются на оперативной поддержке наземных сил. Быстрая скорость наведения позволяет накрыть передовые позиции пехоты врага раньше других средств. Полезно, когда у вас уже завязался бой. Также минометы обладают дымовыми боеприпасами, с помощью которых можно прикрыть наступление или отступление ваших сил. Крайне автономны, хоть и ведут огонь на небольшие дистанции. Вы можете поставить дымовую завесу, закрывающую обзор всех вражеских войск, тем самым получая серьезное преимущество и инициативу.
Ствольная артиллерия, призванная точечно обрушивать на противника большую огневую мощь. Чаще всего может выполнять все те же функции, что и минометы, но гораздо менее оперативно. Наведение артиллерии длится как минимум в два раза дольше. Из-за этого тяжелее попасть по движущемуся врагу или прикрыть отступление. Основа контрбатарейной борьбы и подавления средств ПВО. Крайне рекомендуется брать модификации на корректируемые боеприпасы, потому что с их помощью можно эффективно устранять даже технику по лазерному целеуказателю.
Реактивная артиллерия, символизирующая всю мощь адского пламени. Ее задача — уничтожить все, куда она ведет огонь. Наводится дольше всех других средств, из-за чего эффективна против неподвижного противника и скопления большого числа вражеских юнитов. Предпочитаемые цели зависят от типа боеприпасов: фугасные против пехоты и зданий, кассетные против техники. Есть еще напалм, который по сути является средством изнурения, особенно эффективен против пехоты.
Пусковые установки для сокрушительных высокоточных ударов на очень большой дистанции. Некоторые баллистические ракеты способны покрыть почти всю карту. При этом они крайне разрушительны, прямое попадание уничтожит любой юнит или здание. Их эффективное применение возможно лишь при хорошем командном взаимодействии. Данные ракеты перехватываются многими средствами ПВО, что уже упоминалось выше. Их необходимо подавить перед запуском ракет, что возможно лишь при комплексном взаимодействии.
Несложно догадаться, что находится в этой категории. Вертолеты можно применять в качестве транспорта для пехоты и припасов, а также как особенно мобильного юнита с огромной огневой мощью. Для этой категории сделаем исключение и не будем разбивать на отдельные концептуальные виды. Почти все вертолеты многоцелевые, даже некоторые транспортники могут нести вооружение и эффективно его применять. На этом и акцентируем внимание.
Неуправляемые ракеты применяются на опасной близости к противнику, что делает вертолет особенно уязвимым. Зато их огневая мощь быстро уничтожает любую наземную цель, потому что наносит огромный фугасный урон. Это устраняет как отряды пехоты за пару секунд, так и технику из-за того, что ракеты попадают в крышу, где бронирования практически нет. Их редко получится применить, но если найти подходящие моменты, то это оружие способно дать серьезное преимущество.
Противотанковые управляемые ракеты для точечной работы по технике. Обращайте внимание, что некоторые из ракет имеют тип атаки «сверху». То есть они автоматически при любом угле атаки будут наводиться в крышу техники, поражая самую незащищенную часть.
Зенитные ракеты применяются в первую очередь против вертолетов противника. С них можно атаковать и самолеты, но только на близком расстоянии, которое в большинстве случаев возможно только при штурмовой атаке самолета по вертолету-носителю.
Крылатые ракеты обладают повышенной дальностью и серьезным уроном. Достоинством является оперативное наведение при упомянутых характеристиках. Это самый быстрый способ немедленного ответа чем-то тяжелым. Перехватываются, как и баллистические ракеты пусковых установок, особенности применения те же.
Специфическое вооружение — это дополнительные подвесные пушки, противорадарные средства и управляемые ракеты общего назначения. Первые два вида характерны для России, второе актуально для США. Пушки могут длительно работать, но обладают куда меньшим одномоментным уроном в сравнении с другим оружием. Противорадарные ракеты автоматически наводятся на ПВО с включенным радиолокатором. Наиболее простое средство подавления. Последний вид работает как неуправляемые ракеты, только может корректироваться при помощи лазерного целеуказания.
Последняя категория включает в себя самолеты разной направленности. Достоинство предыдущей категории в выборе вооружения здесь кратно увеличиваются. Господство в воздухе — основа современной войны, так что умение применять авиацию открывает широкие возможности. Самолеты можно разделить на концептуальные виды в зависимости от задач в отличие от вертолетов. Важное замечание.
Истребители применяются для завоевания господства в воздухе или же с целью помешать сделать это противнику. Особенно актуальны на этапе развертывания, в ходе игры по сути превращаются в перехватчики. Если ПВО уничтожено или подавлено, то можно использовать истребители, чтобы не дать авиации противника безнаказанно бомбить союзные наземные войска.
Патрульные почти полностью повторяют функцию предыдущего вида с парой отличительных черт. Их задача — находиться в вашем тылу длительное время, чтобы обнаружить авиацию противника как можно раньше. Самолеты обладают лучшим радиусом обнаружения на большой высоте, что особенно полезно против высотных разведывательных дронов. Показатель оптики нужен 12000 и как можно большее количество топлива в баке.
Штурмовики атакуют неуправляемыми ракетами или высокоточным вооружением. Тяжело применить при действующем вражеском ПВО из-за необходимости подниматься на большую высоту, где они более уязвимы. Либо пикируют на цель, применяя ракеты и пушечное вооружение, либо работают корректируемыми боеприпасами, не снижаясь.
Штурмовые бомбардировщики имеют значительное отличие от предыдущего вида, хотя это может показаться неочевидным. Они способны преодолеть весь путь, а также атаковать на малой высоте. Это возможно благодаря «штурмовым бомбам», особенностью которых и является применение «на низах».
Ковровые бомбардировщики атакуют так же, как предыдущий вид самолетов, но только с большой высоты. Чаще всего это стратегическая авиация с огромной бомбовой нагрузкой. Еще более уязвимы, чем обычные штурмовики, поэтому показатели живучести и брони особенно важны.
Противорадарные самолеты, узкая специализация на подавлении и уничтожении ПВО. Эффективны лишь при применении в комплексе, один юнит не сможет пробить противоракетную оборону противника. Противорадарная ракета автоматически определяет цель с включенным радаром, видеть которую не обязательно, и запускается на большом расстоянии.
Носители крылатых ракет, применение аналогично похожим видам из категорий «Поддержка» и «Вертолеты». Отличительной особенностью является количество запускаемых ракет и отсутствие необходимости пополнения боезапаса непосредственно на поле боя. Юнит, как и все самолеты, просто уходит на перезарядку при возвращении на базу или уничтожении.
Есть множество нюансов, связанных с вооружением и модификациями юнитов. Некоторые можно увидеть при внимательном изучении информационного окна, но часть является скрытыми параметрами. Для авиации и вертолетов механика пуска ракет работает таким образом, что от количества пар установленного вооружения зависит и возможность запуска нескольких ракет параллельно. Если у вас на трех пилонах висят «R-77-1», то будут применены друг за другом три ракеты в цель.
Тип наведения оружия не всегда ясно отражает работу на практике. Особенно для новичка и человека, далекого от милитари-сообщества. «Активный поиск» и «полуактивный поиск» наводится на цель, но в случае потери ее из видимости или уничтожения юнита, запустившего ракету, она не попадет. «Самонаведение» неизбежно продолжит следовать за противником в любом случае, но потенциально более подвержено влиянию тепловых ловушек. Это не все параметры, но самые базовые и необходимые для понимания, как «мультитаргет» и «атака сверху».
Главное, что нужно помнить в процессе создания, — отталкивайтесь от вашего стиля игры и назначения боевой группы. Со временем вы обнаружите, что на некоторых картах или их частях вам нужны разные подходы. Особенно это проявляется при игре с сыгранной командой, что настоятельно и рекомендуется делать, так Broken Arrow раскрывается во всей красе. Наличие нескольких дек станет естественным, каждую из которых вы сможете настроить под себя и свои задачи. Удачи в бою, командиры.
Максим Устинов