Киберспорт

3 мая, 21:35

Криминал в киберспорте: от DDoS до договорняков

Киберспортивные турниры становятся не только полем для напряженной игры, но и местом, где стал возникать криминал. Мошенничество приобрело самые разные форматы, о которых и будет рассказано в этой статье.

Договорной матч: iBUYPOWER vs. NetCodeGuides.com

Стикер команды iBUYPOWER.
Фото Steam

Случай произошел в 2014 году на турнире CEVO Professional Season 5 (онлайн). Первая команда намеренно проиграла, предварительно сделав ставку против себя через подставных лиц, и получила крупный выигрыш в дорогих скинах CS:GO, который оценивается в 10 тысяч долларов. Подозрение появилось из-за того, что киберспортсмены считались лучшими в Северной Америке на тот момент, но показали слабую технику для профессиональной команды. Другими доказательствами нечестной игры стали резко возросшие коэффициенты на победу NetCodeGuides и утекшие в сеть переписки между игроками.

Скриншот переписки одного из участников — Шабзеба «ShahZaM» Хана.
Фото Dzen

После раскрытия к участникам договорного матча были применены жесткие меры. Компания ESL заблокировала шесть североамериканских геймеров и совладельца платформы NetCodeGuides.com — Кейси Фостера. Они получили пожизненный запрет на участие в турнирах, позднее были приняты послабления, но Valve сохранила для всех игроков запрет на участие в Major. Подобные меры стали нормой для последующих мошенников.

DDoS-атака на Team Spirit в турнире DreamLeague Season 25 по Dota 2

Команда «Спиритов» в гранд-финале столкнулась с Tundra Esports, но из игры неожиданно вылетели Денис «Larl» Сигитов и Магомед «Collapse» Халилов. Как оказалось, они оба подверглись DDoS-атаке, а потому организаторы не стали засчитывать поражение команде и продлили техническую паузу. Сначала общее время перерыва составило 1.5 часа. ESL приняли решение переиграть матч с новыми драфтами, но после старта заддосили Ярослава «Miposhka» Найденова. Игру было решено перенести на другую дату.

Позже игроки рассказали, каким образом это происходило. DDoS-атака осуществлялась посредством приглашений в пати и чаты, из-за чего Dota крашилась. История с подобными случаями не первая, но по масштабу случалась последний раз в 2013 году на The International 3.

Скандал 322 в Dota 2

Алексей «Solo» Березин — российский спортсмен по Доте 2 на официальном турнире StarLadder StarSeries Season 6 оказался в центре инцидента из-за договорного матча. Выступая в команде RoX.KIS, он поставил 100 долларов под коэффициент 3.22 на победу противников zRage через букмекер. Подозрения подкрались в момент, когда Solo не использовал ульту в критических моментах, а тима отдавала соперникам башни и рощи. Как и в случае с iBUYPOWER, в сеть утекли скриншоты с перепиской, а беттинг-компания отметила подозрительный рост ставок на победу zRage. Фанаты и аналитики тоже не остались в стороне и сделали детальный разбор матча, доказав намеренный слив.

Скриншот со ставкой Solo против самого себя и выигрышем.
Фото CQ

Березина пожизненно исключили из StarLadder, но позже бан сократили до 1 года, а Valve дисквалифицировали игрока на всех турнирах, связанных с The International. После исключения Solo повезло, его репутация была реабилитирована, он смог поиграть за Virtus.pro и NaVi. Набор цифр 322 превратился в легендарный мем, которым стали обозначать матч-фикс.

«Echo Fox» — киберспортивная организация (2015-2019) и краудфандинг

Компания была основана в декабре 2015 года бывшим игроком НБА Риком Фоксом. Организация приобрела слот в Североамериканской лиге League of Legends Championship Series (NA LCS), выкупив команду Gravity Gaming за примерно 1 миллион долларов. Проект планировалось финансировать через крауд- и венчурное инвестирование (частично через сообщества).

Рик Фокс — основатель «Echo Fox».
Фото StopGame

В 2019 году Echo Fox столкнулась с внутренними проблемами. Рик Фокс обвинил одного из партнеров, Амита Раизаду, в использовании расистских выражений в адрес CEO команды Джейса Холла. Кроме того, основатель подал иск против совладельцев, обвиняя их в мошенничестве, заговоре и нарушении контракта. Он утверждал, что Раизада и другой партнер, Страттон Склавос, использовали средства компании для личного обогащения, включая выплату себе зарплат и оплату аренды жилья. В том же году организация прекратила свое существование, а Фокс отозвал свой иск, пообещав присоединиться к другой киберспортивной организации.

Заключение

Киберспорт, несмотря на свою молодость, быстро учится на своих ошибках. Благодаря скандалам индустрия стала строже, честнее и безопаснее, но риски остаются даже для масштабных турниров. Описанные случаи лишь часть из тех, что происходили на протяжении десятилетий, но они стали показательными для последующих, благодаря им организаторы и разработчики улучшили правила и установили дополнительную защиту от матч-фиксов и сторонних программ. Сейчас Steam также борется с нечестными игроками с помощью системы блокировок, которая позволяет определить читеров, но обозначает виновных либо сам разработчик, либо его античит-система. Хочется надеяться, что киберспорт будет становиться только прозрачнее и честнее.

2