11 мая, 13:00
В эксклюзивном интервью «СЭ» MPKBK рассказал о концепции турнира LanDaLan, проблеме читерства и планах по расширению ивента.
— Как появилась идея LanDaLan? Что делает данный турнир уникальным?
— Идея родилась из моей любви к локальным LAN-турнирам. Я делаю их дважды в год, иногда с перерывами. Хотелось создать яркий концепт, чтобы у зрителей возникали четкие ассоциации. Например, данный турнир вдохновлялся аниме Dandadan, оно стало основой стиля. Тематические декорации, музыка, дизайн — все связано с этим мультиком. Уникальность в том, что мы смешиваем киберспорт с развлечением. Даже тем, кто не смотрел аниме, нравится эта атмосфера — это видно и по чату трансляции, и по настроению зрителей на арене.
— Почему выбрали формат из 8 команд?
— Это оптимально для LAN. При небольшом количестве команд сохраняется интенсивность. Все матчи проходят на сцене, без параллельных потоков. Команды живут в одном отеле, общаются между собой. В будущем хочу 16 команд, но для этого нужно больше бюджета, а также более продуманная логистика. Расширяться надо аккуратно.
— С чем связано то, что в итоговый список участников попала всего одна команда из открытых квалификаций?
— Онлайн — это скандалы, в первую очередь связанные с нечестной игрой. Даже с камерами читеров не поймать. Я видел, как команды используют софт, но доказать невозможно. Чувствуешь себя беспомощным. Например, на прошлых открытых квалификациях подозревали одну команду — они испугались играть с дополнительным контролем и слились. На LAN все прозрачно: Arcred и 1W в онлайне не впечатляют результатами, но здесь побеждают фаворитов. Это доказывает: офлайн — единственный способ увидеть реальный скилл.
— Как решаете проблему отбора команд?
— Сейчас даем только один слот из OpenQual, а остальных приглашаем по рейтингу VRS (Valve Regional Standings). К сожалению, данная система неидеальна, она отрезает медийные команды, например стримерские составы. Например, deko с Aunkere не могут попасть на турнир — у них нет рейтинга. Хочу добавить больше открытых слотов, но боюсь наткнуться на нечестных игроков.
— Планируется ли приглашать зарубежные команды на будущие турниры?
— Хотелось бы видеть команды из Монголии. Помимо The MongolZ, у них сильная тир-2 сцена, но они не выезжают за пределы своей страны. Также привлекает новый состав Aurora (ex-Eternal Fire). Турки могли бы добавить хайпа. С коллективами из Европы и Казахстана сложнее. Билеты на команду из Алматы стоят 300 тысяч рублей, из Сербии — миллион. Не стоит забывать и о визовой проблеме. Европейцам тяжело приехать в Россию, а нам — в Европу. Пока фокус на СНГ, но мечтаю о международном формате.
— Возможно ли увидеть следующий турнир LanDaLan в другом городе?
— Пока что в Москве все устраивает. Есть приглашения из Казахстана, в Алматы обещают 3 тысячи зрителей, но разница во времени (+5 часов) убийственна для трансляций. В Питере нет подходящих площадок, мощных компьютеров, мониторов. Москва прекрасно подходит. Тут несколько киберспортивных арен высокого уровня. В регионах такого нет.
— Какие планы по масштабированию LanDaLan?
— Хочу арену на 2,5 тысячи зрителей — как баскетбольные залы. Сейчас у нас 400 мест, но билеты раскупаются быстро, поэтому есть потенциал. Если добавить топ-команды вроде Virtus.Pro, аудитория вырастет. Но для этого нужен призовой фонд от 100 тысяч долларов — пока что это фантастика. Спонсоры не верят в офлайн, они вкладываются в стримы. Но я вижу, что зрители устали от онлайна. На LanDaLan люди кричат, обнимаются, чувствуют единство. Это не передать через экран.
— Что самое сложное в организации LAN?
— Деньги. Организовать LAN в десять раз дороже, чем онлайн-турнир. Отель, билеты, еда, арена — все это съедает бюджет. Например, привести команду из Казахстана стоит 300-400 тысяч рублей. Но выхлопа от них может не быть. Если они проиграют в первом раунде, зрители разочаруются, поэтому риск огромный. Еще организация таких турниров подсаживает здоровье.
— Как боретесь с конкуренцией?
— Конкуренции почти нет. После ковида многие организаторы закрылись или ушли в онлайн. В России остались только мы и студенческие лиги. Paragon в Казахстане, FISSURE в Сербии — они делают крутые турниры, но это другой уровень. Мы заполняем нишу тир-2 и тир-3. Наш козырь — атмосфера. Здесь игроки впервые выходят на сцену. Например, для kyousuke из Spirit Academy первый LanDaLan стал первым турниром при живой публике.
Это колоссальный опыт для молодых киберспортсменов, который в будущем поможет им лучше выступать на мейджорах и других топовых ивентах.