Велошоссе

4 июля 2011, 01:00

Заваленный дебют

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

Первые же дни "Тур де Франс" внесли серьезную сумятицу в положение дел в общем зачете. В результате массового завала на стартовом этапе главный фаворит гонки Альберто Контадор потерял более минуты.

Травма поясничных мышц, ушибы бедер. Порезы и ушибы правого колена. Травма левого запястья. Расстройство пищеварения. Сильное кровотечение из носа. Сильный удар правого локтя. Ушиб левого колена. Поверхностные раны правого локтя. Повреждение левой лодыжки.

Медицинский протокол гонки - словно дневниковые записи полкового доктора на театре боевых действий. В принципе первые дни "Большой петли" всегда такие - нервные, дерганые, непредсказуемые. Но если это первый этап, что же будет дальше?

В составах каждой из команд девять гонщиков. У испанской Movistar их, значит, тоже девять. Семеро из них в субботу побывали в завалах, а один - Хосе Рохас Гил - едва не побывал на подиуме. Андре Амадор и Бенат Инчаусти пострадали больше остальных, их дальнейшее участие в гонке все еще под вопросом. Такие вот разные велосипедные судьбы в одной отдельно взятой команде. Кстати, это тот самый Инчаусти, на глазах которого недавно, в мае, гаражной дверью насмерть придавило его одноклубника Хавьера Тондо. Нелепая трагическая смерть. Не везет в последнее время Movistar.

Перед стартом "Тура" все обсуждали форму Альберто Контадора. Его безоговорочная победа на "Джиро" и последовавшее за ней решение ехать во Францию привели многих в замешательство. Потому как последним, кто побеждал на двух этих гонках в один год, был Марко Пантани в 1998-м.

Пантани, конечно, гений, но велоспорт с тех пор шагнул далеко-далеко вперед. Отдельные смельчаки, что пытались повторить успех Пирата, на своей шкуре прочувствовали, что это такое - ехать на победу в двух современных трехнедельных гонках подряд. Последним таким смельчаком ровно два года назад был наш Денис Меньшов. Чемпион "Джиро" смотрелся на "Туре" бледной тенью самого себя полуторамесячной давности.

Но в Контадора все равно верили. На Контадора даже ставили. А он в субботу проиграл остальным фаворитам 80 секунд. За 8,5 километра до финиша казахстанец Максим Иглинский ударил какого-то зрителя, стоявшего на обочине в желтой, вполне себе "турдефрансовской" накидке. То есть Иглинский, ехавший в самом правом рукаве основной группы, просто зацепился за этого чудака, который, решив кожей ощутить горячее дыхание пелотона, смачный хруст его педалей, наступил на асфальт шоссе.

Иглинский упал, и начался "эффект домино": гонщики один за другим сыпались на землю. Кому-то было больно, но большинству, в том числе Контадору, просто обидно. Он в завале не пострадал, не расстался со своим велосипедом, но он был бессилен что-либо предпринять. Он не мог ехать дальше: слипшаяся велосипедная масса блокировала дорогу.

"Почему некоторые люди такие сумасшедшие? - искренне удивлялся на финише литовец Томас Вайткус из RadioShack. - Ты не увидишь больше, если выйдешь на дорогу! Просто оставайся на обочине!". Правильные наивные слова профессионального гонщика.

80 секунд, что на финише отделили Контадора от великолепного, возможно, лучшего пока гонщика 2011 года Филиппа Жильбера из бельгийской Omega Pharma Lotto, возникли, конечно, не сразу. Отставание фаворита росло постепенно, пусть остались с ним сразу двое "лейтенантов", пытавшихся подвезти своего капитана к первой группе. Но там, в группе, для этого слишком яростно молотили педалями.

Кто только не пытался победить! Майки разных команд мелькали в голове группы каждую минуту. Километра за полтора вдруг атаковал Егор Силин из "Катюши", решившийся на смелый эксперимент. "Русская команда" на "Тур де Франс" - это вообще смело. Хотите, беритесь спорить.

Силина, единственного малоизвестного пока участника "русской команды", догнали как раз в тот момент, когда пора было начинать раскрывать карты. Первым это сделал Фабиан Канчеллара. В принципе это был "его" этап, не окажись рядом Жильбера. Но он оказался.

А вчера бельгиец ожидаемо своей желтой майки лишился. Календарь нынешнего "Тура", надо заметить, выстроен так хитро, что кое для кого главный старт года завершился, так толком и не начавшись. Нет, даже просто проехать "Большую петлю" - большинству за счастье. Только вот командная разделка обязана была раздать всем сестрам по серьгам - она и раздала.

Лидер мирового рейтинга Жильбер с лидерством в "тотале", а значит, и с повышенным вниманием к своей персоне расставаться не желал, что есть мочи тащил свою Omega. Команда не то чтобы сачковала - в желании трудиться окружению Жильбера вчера отказать было нельзя, - но каждый наработал на то, на что и должен был. В итоге омеговцы показали 10-е время, отстав от победителей на 39 секунд.

Не ясно, как сложится "Тур" для Garmin-Cervelo, номинально лишь четвертой команды из США. Однако на второй этап эта велогруппа настроилась решительно. Да и могло ли быть иначе, если в ее составе такие признанные асы разделки, как Дэвид Миллар, Тор Хусховд и Тайлер Фаррар?

"Поезд" Garmin так и не предоставил возможности, как в случае с другими командами, вспомнить: итоговое время начисляется по пятому финишировавшему. Выглядел монолитно, хотя внешние раздражители - по подобию первого этапа - потрепали загривки многим. Болельщики, к счастью, тут ни при чем: они на протяжении почти всей дистанции, проложенной по городку Ле-Эссар, были отсечены ограждением. Зато гонщиков тревожил гулявший по окрестностям ветер, который то стихал, то начинал задувать с новой силой. Одни преодолевали львиную долю марш-рута по ветру, другие - будто втыкались в невидимую стену.

Наша "Катюша", хоть и стоит в мировом рейтинге на две строчки выше Garmin, проехала даже не середняком, а ближе к аутсайдерам - почти вровень с многострадальным Movistar. В ее составе - и молодые да необстрелянные, и вполне состоявшиеся, опытные гонщики, но гармоничного сплава на сей раз не вышло. Впрочем, чудес в командной разделке от "Катюши" и не ждали. А вот если кто из российских спринтеров выстрелит на равнинных этапах - никто даже не удивится.

В верхушке пелотона меж тем пока достаточно плотно. Первую строчку делят два одноклубника. Двоевластие, как показывает история, - антоним стабильности. Но разве кто-то ждал от "Тура" предсказуемого дебюта?

Сергей БУТОВ, Дмитрий ОКУНЕВ

Мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 1-й этап. Ла-Барр-де-Мон - Ле-Эрбе. 191 км. 1. Жильбер (Бельгия, Omega Pharma-Lotto) - 4:41.31. 2. Эванс (Австралия, BMC) - отставание 0.03. 3. Хусховд (Норвегия, Team Garmin-Cervelo) - 0.06. 4. Рохас Гил (Movistar). 5. Ван Ден Брок (Бельгия, Omega Pharma-Lotto). 6. Томас (Великобритания, Sky)… 16. Миллар (Великобритания, Garmin-Cervelo). 17. Винокуров (Казахстан, "Астана")… 21. СИЛИН… 28. ГАЛИМЗЯНОВ (оба - "КАТЮША") - у всех то же отставание… 35. Контадор (Испания, Saxo Bank) - 1.20… 48. БРУТТ… 50. КАРПЕЦ. 51. ГУСЕВ… 62. ТРОФИМОВ - у всех то же отставание… 79. КОЛОБНЕВ - 1.55… 85. ИСАЙЧЕВ - то же отставание… 145. ИГНАТЬЕВ (все - "КАТЮША") - 2.54.

2-й этап. Ле-Эссар. Команд-ная гонка с раздельным стартом на 23 км. 1. Garmin-Cervelo (США) - 24.48. 2. BMC (США) - отставание 0.04. 3. Sky (Великобритания) - то же отставание. 4. Leopard (Люксембург) - 0.05. 5. HTC (США) - то же отставание. 6. RadioShack (США) - 0.10… 9. "Астана" (Казахстан) - 0.32… 18. "КАТЮША" (Россия) - 1.04.

Общий зачет. 1. Хусховд - 5:06.25. 2. Миллар - время лидера. 3. Эванс - 0.01. 4. Томас (Великобритания, Sky) - 0.04. 5. Гардеманн (Германия, Leopard). 6. Ф. Шлек (Leopard Trek) - у обоих то же отставание… 33. Жильбер - 0.33. 54. СИЛИН - 1.04… 56. КАРПЕЦ. 57. ГУСЕВ - у обоих то же отставание… 69. КОЛОБНЕВ - 1.20… 75. Контадор - 1.42... БРУТТ - 1.45… 90. ТРОФИМОВ - 2.18. 91. ГАЛИМЗЯНОВ - 2.20… 150. ИГНАТЬЕВ - 3.52… 175. ИСАЙЧЕВ - 6.12.

2