Допинг
1 июня, 17:15
На этой неделе Витольд Банька, бывший польский легкоатлет и министр спорта, был переизбран на пост президента Всемирного антидопингового агентства 36 голосами «за» при двух воздержавшихся в третий и заключительный раз. Поляк будет руководить ВАДА еще три года, до конца олимпийского 2028-го. Конкурентов у Баньки не было — он оказался единственным кандидатом, и этот факт, конечно, вызвал вопросы сразу, как только в апреле был обнародован список, состоявший из одной фамилии.
Голосовали на выборах президента члены Совета учредителей ВАДА, куда входят 18 представителей правительств некоторых стран и еще 18 представителей олимпийского движения. Помимо них — еще двое из Совета спортсменов ВАДА и два эксперта по линии национальных антидопинговых агентств, но последние двое не голосовали.
Мест для стран в Совете всего 18, так что большинство государств не представлены. Нет Германии, Италии, Испании — квот для Европы всего пять. Нет Австралии. Из стран бывшего СССР в орган входит только заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Армении Карен Гилоян. Нет и США, которые были исключены из всех руководящих структур ВАДА после отказа выплачивать ежегодный взнос (он, собственно, и определяет структуру Совета — одну половину бюджета агентства формирует МОК, а вторую — государства через взносы, размер которых определяется ВАДА на основании их размера и уровня развития). К примеру, в 2024 году МОК перевел 22,4 миллиона долларов, а государства — 19,8, хотя ВАДА ждало и от первых, и от вторых почти по 25 миллионов. Армения, представитель которой находится в Совете, заплатила в бюджет всего 14 250 долларов, а Германия, которой нет места у руля агентства, — 1,3 миллиона. Заявляется, что должность члена Совета нельзя купить через взносы, что каждая из стран, которые выплачивают назначенный ВАДА взнос, обладают одинаковыми правами.
Для понимания, если просуммировать платежи за 2024 год от 18 стран, представители правительств которых входят в Совет, — получится 5,7 миллиона долларов. Причем одна страна, Самоа, вообще в бюджет ничего в 2024-м не платила, а голос в Совете имеет. Таким образом страны, суммарно закрывшие лишь 22,8 процента от той суммы, которую ВАДА хотело получить от государств всего мира, получили голоса в Совете. Плюс Самоа, которым даже счет не выставляли.
При подобном наборе голосовавших странным выглядит даже то, что двое из 38 решили воздержаться. По сути, состав Совета выглядит абсолютно «ручным», несмотря на все заявления о демократичности процесса выборов и отбора кандидатов. Нельзя просто так заявиться на выборы президента ВАДА. Для этого кандидата должны выдвинуть два члена Совета, один от правительств, второй — от олимпийского движения. А они, по ощущениям, делают ровно то, что сказали, без возражений, тем более что вторым был дан четкий намек — президент МОК Томас Бах заявил, что полностью поддерживает кандидатуру Баньки.
Никто из тех, кто даже хотел бы выставить свою кандидатуру, не смог этого сделать уже на стадии выдвижения — их не поддержали. Остался один Банька. Его и выбрали, что вызвало ожидаемую критику в США, которые конфликтуют с ВАДА после скандала с 23 китайскими пловцами, избежавшими наказания после массовых проб со следами триметазидина перед Олимпиадой в Токио. Подробности всплыли только в марте 2024-го, и это дело взорвало мировую спортивную общественность. ВАДА подверглось критике, наиболее жестко звучавшей из-за океана, однако не признало ошибку. США, в свою очередь, отказались платить взносы и потеряли места в руководящих структурах ВАДА. Конфликт продолжается по сей день, однако он перешел в «холодную» стадию — в основном идет обмен репликами, о каких-то серьезных демаршах или санкциях никто не вспоминает. Хотя ВАДА и передавало вопрос о соответствии антидопингового агентства США на изучение соответствующей рабочей группы.
Именно Тревис Тэйгарт, глава антидопингового агентства США, назвал выборы Баньки «коронацией». Последний ответил на критику уже после того, как был переизбран, заявив, что не ослабит попытки навести порядок с допинг-контролем в Штатах, в частности в студенческом спорте.
Строго говоря — ничего. Наша страна пока так и не смогла перевести свой платеж за 2023 год, который «потерялся» где-то в международной банковской системе, после того как был осуществлен в декабре 2024-го. Своих представителей в ВАДА у России нет давно, а объявить страну несоответствующей Кодексу пока что нельзя — такие правки в Кодекс, возможно, будут внесены только в 2027 году, если все заинтересованные стороны их согласуют, что очень вероятно.
РУСАДА по-прежнему не соответствует Кодексу, этот процесс может длиться еще очень долго. Тем более что в условиях восстановления статуса есть один очень неприятный для нас пункт решения CAS — передача оригинальной, не «искаженной» базы данных Московской антидопинговой лаборатории. Той базы, на основании которой десятки российских спортсменов были дисквалифицированы спустя годы, последним таким громким случаем стало временное отстранение олимпийского чемпиона, главного тренера сборной России по вольной борьбе Хаджимурата Гацалова. Так как РУСАДА эту базу передать возможности не имеет — оснований для восстановления нет даже в случае решения еще одного пункта — приведения российского законодательства в соответствие с Кодексом ВАДА.
Однако нужно заметить, что российская тема в последнее время в риторике ВАДА поднимается все реже — агентство гораздо больше волнуют отсутствие денег от США и проведение «Улучшенных игр» — это ставит перед агентством серьезные вопросы, как финансовые, так и имиджевые. С последним аспектом возникли проблемы — благодаря недавнему расследованию команды немецкого журналиста Хайо Зеппельта стало известно, что антидопинговое агентство Германии с 2020 года не публикует имена дисквалифицированных спортсменов, что является обязательным требованием Всемирного кодекса. После избрания Банька, помимо критики США, упомянул также и Германию. Но возникает логичный вопрос — они делали это на протяжении того времени, что Витольд руководил ВАДА. Куда же смотрел глава организации эти пять лет? И на что не захочет смотреть следующие три года?