25 марта, 08:30
В воскресенье в Нижнем Новгороде прошел Pari Ice Cross — соревнования по скоростному спуску на коньках, или айс-кроссу, по ледовому желобу на скорости до 80 км/ч.
Турнир прошел действительно экстремально: из-за аномального весеннего тепла качество льда ухудшилось, и по ходу заездов то и дело происходили жесткие столкновения. С другой стороны, само шоу и картинка Чкаловской лестницы в таких декорациях выглядели эффектно.
А если подняться на уровень выше — то стоит обратить внимание еще на две вещи. Во-первых, в айс-кроссе россияне выступают на международных соревнованиях под своим флагом. Таких зимних дисциплин сейчас в принципе нет. Во-вторых, айс-кросс борется за попадание в олимпийскую программу и, учитывая его зрелищность и безбашенность, под концепцию МОК завлечь молодежь более чем подходит.
О перспективах и уникальном статусе российских спортсменов за рубежом «СЭ» спросил главу Федерации скоростного спуска на коньках Павла Крюкова. Он когда-то выступал сам, а в воскресенье собственноручно лез под трассу и латал ее.
— Павел, зашел на сайт международной федерации и офигел — наши спортсмены под российским флагом. Как вам это удалось?
— Тут будет долгая история. (Улыбается.) Мы в 2022 году вышли из состава международной федерации и образовали свою лигу. Два года нас не было на мероприятиях ATSX, но перед нынешним сезоном нам сказали, что мы можем участвовать в нейтральном статусе. Однако, когда мы приехали, там никто российский флаг не убирал. Потому что в айс-кроссе такое сообщество, которому политика побоку. Так что все правильно, что вы увидели российский флаг в протоколах.
Нас любят, мы любим всех, прекрасно относимся ко всем спортсменам, они нас поддерживают и к нам приезжают участвовать в соревнованиях, а мы — к ним. Политика политикой, но мы все-таки спорт, и спорт не должен в нее превращаться.
— Как нас отстраняли? Это сразу 24 февраля произошло?
— 24 февраля у нас проходил финал этапа чемпионата мира в парке «Патриот». Мы не стали отменять финал, тренировки уже прошли, все люди приехали. Но убрали всю развлекательную часть. Переживали, что там уместно и неуместно, однако все нас поддерживали. Иностранцы относились с пониманием.
— Никто не захотел сняться?
— Поляки уехали, но они подошли, спокойно сказали, мол, извините, такая ситуация, мы не можем участвовать. Мы тоже все понимали, пожалуйста — их решение. Мы с ними прекрасно общаемся, просто они не захотели участвовать в спортивных мероприятиях. А все остальные остались, американцы вообще там чуть ли не с нашим флагом скатывались все вместе — а мы с американским. Поэтому вообще никаких проблем нет.
Наш спорт реально вне политики. Да, она влияет — в 2023 году было мало гонок, наши никуда не выезжали, потому что сложно и дорого добираться. А сейчас прекрасно ездят, Владислав Иванов (занял третье место в Нижнем Новгороде. — Прим. «СЭ») вернулся недавно из Франции.
— Подождите, неужели вам имейлы какие-нибудь не приходили?
— Приходили, конечно. (Смеется.) Но у нас там свои сюжеты: мы вышли из состава международной федерации и сделали собственную лигу, потому что не очень согласны с их политикой. Посмотрите вокруг (показывает на Нижегородский кремль. — Прим. «СЭ»). Чего мы пытаемся добиться? Чтобы приходили люди и видели зрелищное шоу, трассу в живописном месте.
Международная федерация пошла по другому пути — упрощать гонки. Возможно, вследствие дефицита денежных средств или по другим соображениям. Трассы без бортов, на горнолыжных курортах просто заливались, на склонах для натурбана. Я все прекрасно понимаю — люди стараются, делают мероприятия. Мы начали свое. Да, с проблемами, есть нюансы — но вы видите несколько тысяч зрителей и красивый праздник, и здесь если не весь город, то, по моим прикидкам, уже до начала было около 6 тысяч человек.
С международной федерацией мы общаемся, к нам иностранцы приезжают, к ним ездят Иванов, Мурлычкин, другие — но прежде всего они едут не от нас, а от страны. Для понимания, в 2021-2022 годах мы единственная федерация, которая проводила титульные мероприятия Red Bull Ice Cross. Мы и в 2022 году хотели продолжать, но, понятное дело, сорвалось. Сейчас у нас появился новый титульный спонсор — Pari, стараемся выйти на те же позиции.
— Как оцените?
— Конечно, сложно это делать. Но ради справедливости — это первое мероприятие такого типа в России, которое проходит не на курорте, не в парке, а в городской черте, на объекте исторического наследия. Раньше айс-кросс проходил в Коломенском, на Воробьевых горах. Это круто.
— В Олимпийские игры включают ски-альпинизм, микст в скелетоне, все больше лыжного двоеборья, керлинг. Почему не вы? Вы хуже керлингистов?
— Вообще на Олимпиаде-2026 должны были проводиться показательные соревнования по айс-кроссу, велись такие разговоры. Но некоторые события это перечеркнули. Тем не менее сейчас у Франции очень сильная федерация, и в 2030 году на Играх в Альпах айс-кросс должны включить по крайней мере в показательную программу. Мы общались с Международным олимпийским комитетом уже давно, с главой сектора зимних видов спорта Ириной Гладких еще до 2022-го мы общались. Они очень хотят, чтобы наш спорт был в Олимпийских играх, но есть некие бюрократические процедуры, которые сложно перепрыгнуть.
— Так, а события 2022 года даже здесь повлияли? Мы настолько влиятельны?
— Мы были одними из инициаторов вступления айс-кросса в олимпийскую семью. Общались, прикладывали усилия. Ну а после произошедшего нас, понятно, никто слушать уже не стал.
Да, вы правы, я считаю, наш вид спорта точно не менее зрелищный, чем керлинг или ски-альпинизм. Сейчас Олимпийские игры идут по пути убыстрения всех дисциплин. Кому-то, может, и интересно смотреть весь лыжный марафон от и до, но очень многим неинтересно. Я лично включу последние 10 минут и посмотрю финиш. А у нас как раз в этом и принцип. Стартанули, 40 секунд — приехали. Динамично. Поэтому я думаю, что мы ничем не хуже, чем любой другой зимний олимпийский спорт.
— Если айс-кросс включат в Олимпиаду, у России будут там медали?
— Да. У нас Дмитрий Мурлычкин успел чемпионом мира стать, мы ничем не хуже, чем иностранные спортсмены. Конечно, сейчас меньше людей приезжает к нам, и мы реже ездим к ним, поэтому сопоставить объективно уже не так легко. Но наши спортсмены одни из сильнейших в мире, это точно.