10 октября 2009, 12:02

Подсудное золото

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

ХОККЕЙ НА ТРАВЕ

Судьбу золотых медалей мужского чемпионата России может решить суд.

Как уже сообщал "СЭ", один матч чемпионата-2009 до сих пор не сыгран - встреча первого круга между казанским "Динамо" и подмосковным "Динамо-Электросталь". Сейчас, когда весь остальной турнир завершен, эта игра приобретает статус золотой, поскольку две динамовские команды занимают два первых места в турнирной таблице. Причем чемпион из Казани пока опережает подмосковных конкурентов на два очка, а за победу начисляется три. Однако само проведение матча оказалось под угрозой: казанцы подали в Арбитражный спортивный суд иск к национальной хоккейной федерации и требуют присудить им техническую победу. В Электростали настаивают, что надо играть, и готовят документы для встречного иска. Федерация надеется на здравый смысл, но при необходимости готова употребить власть, посетив и зал судебного заседания. Таковы основные контуры скандала.

Теперь подробности. Злополучный матч должен был состояться в субботу, 23 мая, в Казани. Это была вторая из спаренных игр. Первая накануне завершилась вничью - 4:4. Согласно регламенту чемпионата, его матчи в выходные должны начинаться в 14.00 по местному времени. На этот шаг ФХТР весной пошла по просьбе клубов, которые в кризис хотели сэкономить, не оплачивая лишние сутки проживания в отеле. Подмосковные хоккеисты заблаговременно купили билеты на поезд, отбывавший в столицу в 17.30. Хозяева же сначала факсом, а потом еще раз - устно уже в Казани - уведомили соперника, что субботняя игра начнется в 18.00. Гости на перенос не соглашались.

В результате игроки одного "Динамо" вышли на поле к двум часам, а игроки другого и судейская бригада - к шести, когда первое "Динамо" уже ехало домой. Инспектор матча присудил казанцам победу и сделал соответствующую запись в протоколе. Однако гости днем зафиксировали все происходящее на видео и представили соответствующий рапорт в федерацию. Инциденту было посвящено заседание исполкома ФХТР. Его итог - компромиссное решение о переигровке.

Ее поначалу назначили на 9 октября, но позже выяснилось: в этот день казанцам предстоит стартовый матч Евролиги. Календарь этого турнира формирует Европейская конфедерация "летнего" хоккея, которую внутренние российские проблемы волнуют мало. Почему ФХТР 1 октября приняла еще одно решение: играть 18 ноября в Бресте.

Почему так поздно? Ради национальной сборной, которой с 31 октября по 8 ноября в Лилле предстоит второй по значимости турнир года - отбор к Кубку мира-2010. Соперники - Пакистан, Япония, Франция, Польша, Италия. Ради достойного выступления во Франции запланирован недельный сбор - и короткий отпуск для игроков, составляющих костяк национальной команды. Но с точки зрения Казани, ФХТР пошла навстречу не только сборной, но и электростальскому клубу, отпустившему своих измочаленных борьбой на три фронта (сборная, еврокубки, чемпионат) игроков на двухнедельные каникулы.

На исполком, принимавший решение о повторном переносе, казанцы своего представителя не прислали. И с тех пор никаких прений между конфликтующими сторонами не было. Так что выслушать аргументы друг друга они могут только одним способом - через прессу. Правда, стоило корреспонденту "СЭ" обратиться за разъяснениями к генеральному секретарю ФХТР Раисе Филимоновой, как выяснилось, что федерация не готова признать сам факт подачи казанским клубом судебного иска:

- У меня этих документов нет. К тому же пока президента ФХТР нет на месте. Он вернется в Москву 12 октября.

- Предположим, 18 ноября казанцы не явятся на игру. Ваши действия?

- Они прописаны регламентом. За неявку команда наказывается техническим поражением.

- То есть "Динамо-Электросталь" получит три очка и будет объявлен чемпионом?

- Мы надеемся, что игра все-таки состоится, а чемпион определится на поле.

- А если вас вызовут повесткой на судебное заседание, вы придете?

- Интересы любой федерации в подобных ситуациях представляет юрист. Но, повторюсь, мы надеемся, что здравый смысл восторжествует. И потом, сегодня это - не самая важная тема. В Анапе завершается женский чемпионат, мужская сборная скоро начнет подготовку к важному турниру. Вдобавок на носу 40-летие нашего вида спорта…

Юбилей - дело, конечно, хорошее, но у казанского "Динамо" иная точка зрения на происходящее.

- Федерация пошла на поводу у Электростали. Этот клуб во многом финансирует подготовку сборной - отсюда и поблажки. С таким положением дел мы мириться не собираемся и требуем уважительного отношения к себе. Нас не слушают? Что ж, будем искать правду в суде. Как вообще можно играть в ноябре?! У нас же летний хоккей, а не зимний! Мы у себя на стадионе воду из поливальной системы слили, а на искусственном поле играть без полива нельзя - можно травму получить. Чтобы провести дополнительный сбор, нужно два миллиона рублей, а лишних денег у нас нет. Наши ключевые игроки, легионеры из Пакистана, улетают домой - у них в октябре заканчивается рабочая виза, - кипел в телефонной трубке главный тренер казанской команды Араик Маргарян, чьи натянутые отношения с электростальским коллегой Игорем Шишковым (в свое время второй сменил первого у руля национальной сборной) - ни для кого не секрет.

- Есть версия, что вы просто не хотите искать компромисс, идти навстречу Шишкову.

- Просто менять свои принципы в 58 лет я не могу и не буду. Мы шесть лет подряд выигрываем чемпионат. Электросталь нас в личной встрече обыграть не может. Это не аргумент? В общем, пусть наши отношения с коллегой останутся такими, какие есть. Хоккей важнее. Общее дело, одна игра на всех.

- Прекрасные слова! Но российскому хоккею на траве эта история с судом вряд ли может принести пользу, а вот навредить - запросто. Разве не так?

- Согласен. Но почему 18 ноября?! Что это за дата? Почему не октябрь, почему не лето? У меня команда почти два месяца не играла - с 30 мая по 22 июля! Неужели окошечко для одного матча нельзя было найти?!

- Но в эти сроки сборная играла официальные и товарищеские матчи, готовясь к чемпионату Европы.

- Проблема не в сборной. В нашем общем доме нет хозяина. Некому стукнуть кулаком по столу и решить: будет так, а не иначе.

- Допустим, ФХТР услышит вас и еще раз перенесет игру - скажем, на 18 октября. Тогда вы отзовете свой иск?

- Мои игроки не хотят играть в мороз и на нейтральном поле. С какой стати? Если в федерации считают себя правыми, пусть присуждают нам техническое поражение. Мы опротестуем это решение. Электросталь в Казани на поле не вышла - и ничего, ей можно. А нам почему нельзя?

- Если они не приедут в Брест… Что ж, отметим чемпионство как положено. Наша совесть чиста, - говорит президент подмосковного "Динамо" Валерий Кузьмин. - Мы регламент не нарушали. Сразу после той поездки в Казань, на эмоциях, тоже хотели жестко требовать наказания для соперника. А потом решили: если есть шанс сохранить даже плохой мир, лучше не ссориться. Пошли навстречу коллегам и федерации - предложили все-таки сыграть. Думали так: золотой матч - прекрасная возможность привлечь внимание к нашему виду спорта. Честно говоря, я вообще не могу понять казанцев. У них классная команда, два очка в запасе, ничья - устраивает. И вдруг вместо хоккея - какой-то суд, разговоры о неявке. Зачем?..

Теперь - резюме. Эта история - пример того, к чему можно прийти, пытаясь сохранить паритет в отношениях с ведущими клубами страны. Теми, кто платит за подготовку сборной, за строительство и жизнеобеспечение центров, развивающих тот или иной вид спорта. Жестко употребить власть ФХТР, наверное, хотела, но не могла. Мешали обстоятельства, причем веские. Федерация действительно хотела как лучше и искала компромисс, но... Вышло как всегда, по-нашенски. С потенциально разрушительными последствиями для общего дела. Сейчас есть серьезный риск испортить не только отношения внутри нашего летнего хоккея, но и его репутацию в целом. Репутацию той самой игры, которую в России развивают оба "Динамо".

Если стороны не договорятся, будет создан весьма опасный прецедент. Значит, надо все-таки как-то договариваться. В том числе и о том, что правила одинаковы для всех и должны всеми соблюдаться. Вне зависимости от того, нравятся они или не нравятся.