В ночь на 1 сентября этого года 14-летняя американка Алиса Лью прервала почти трехлетнюю серию побед россиянок на юниорских этапах «Гран-при». Ее выступление стало иллюстрацией того, на что обращают внимание многие эксперты: Александра Трусова и Анна Щербакова своими четверными прыжками открыли дверь и для всех остальных. Тем более, что Лью первой исполнила тройной аксель и четверной прыжок в одной программе. В юниорском финале серии «Гран-при» должно было состояться ее яркое противостояние с 13-летней россиянкой Камилой Валиевой, также начавшей исполнять четверные прыжки.
Травма помешала Валиевой сделать четверной тулуп, но не стала помехой для ее итоговой победы. Тем не менее Лью оставила впечатление, как об очень яркой сопернице, лучезарно улыбалась и была очень популярна среди журналистов. А ее тренер Лаура Липецки в эксклюзивном интервью «СЭ» объяснила, почему считает Этери Тутберидзе великим тренером, а четверные прыжки — не конец женского одиночного катания.
— Поздравляю вас с серебром Алисы в Турине. В начале сезона рассчитывали на подобный успех?
— Нет. Больше хотелось, чтобы она показала в катании максимум того, что умеет. Стали получаться чистые прокаты программ, пришли результаты, отлично. Значит, мы все делаем правильно.
— Однако многие очень удивились, как Лью проиграла Валиевой, исполнив в произвольной программе два тройных акселя и четверных лутца. У вас есть объяснение тому, что пошло не так?
— Да, многие ее прыжки оказались недокрученными и единственное, что нам теперь остается, вернувшись домой, упорно работать над ними, чтобы прыжки были чистыми.
— В одном из материалов о вашей с Алисой работе проскальзывала информация, что у вас не так много льда. Это действительно так?
— Нет, у нас достаточно льда, но иногда на нем бывает одновременно слишком много спортсменов самого разного уровня подготовки. И иногда ей сложно кататься с таким количеством спортсменов. Но обычно два раза в неделю персональный лед у Алисы все-таки бывает.
— Вы стали одним из нескольких тренеров мире, чьи ученицы исполняют четверные прыжки, поэтому хотелось бы узнать поподробнее о вашей карьере спортсменки и старте тренерской карьеры...
— Я доходила до уровня чемпионата США и попадала там в десятку лучших, но потом вмешалась травма и мне пришлось приостановить карьеру. Вернуться было очень непросто, хотя до этого владела всеми тройными прыжками, каскадами «3-3» и была очень близка к тому, чтобы разучить тройной аксель. В итоге мне пришлось идти учиться в колледж по специальности «массовые коммуникации», но мне было достаточно поработать два месяца, чтобы понять: мне это не нравится. В итоге после его окончания я начала заниматься тренерской работой, поскольку это была именно та деятельность, от которой я получала удовольствие. Плюс у меня были знания, которыми мне хотелось поделиться.
— Во сколько лет вы закончили карьеру, если не секрет?
— Я не помню, правда-правда (смеется). Потому что я все пыталась вернуться и какое-то время даже каталась за команду колледжа.
— Продолжая тему вашей тренерской деятельности, у вас большая группа на катке в Окленде?
— Тяжело сказать, потому что я даже не считала, сколько у меня учеников. Но в США все организовано чуть иначе, по сравнению с Россией. В моей группе около 15 фигуристов и большинство из них учатся в школе где-то с 8 утра и до трех часов дня. Поэтому им приходится тренироваться полтора часа с 6 утра, и потом после школы. В итоге, как видите, времени на тренировки у них не очень много.
— А есть в ней воспитанники уровня Алисы с четверными и тройными акселями?
— У меня есть пара учеников, которые владеют всеми тройными прыжками, кроме тройного акселя. Еще есть одна девочка, которая разучивает тройной аксель. Собственно на этом все.
— Объясните, пожалуйста, как тренер, сам не исполнявший четверные прыжки, решается ставить их совсем юному фигуристу? И что мотивировало вас работать в этом направлении с Лью?
— Я знала, что она готова к их изучению, плюс, как я говорила, cама была близка к исполнению тройного акселя. Но то, что ты был неплохим фигуристом со сложными элементами вовсе не означает того, что ты станешь классным тренером и сможешь научить им своих учеников. Когда я начала работать тренером, то понимала: чтобы научить, нужно детально объяснить каждое движение.
— Постоянное усложнение прыжкового контента периодически провоцируют дискуссии на тему того, что зрелое осмысленное катание отходит на второй план. На ваш взгляд, четверные прыжки в женском катании — хорошая тенденция?
— Думаю, что да. Прогресс набирает ход. Если мужчины могут их исполнять, то почему девушки не могут? Зачем их останавливать?
— В России есть точка зрения, что четверные прыжки в юном возрасте вредят здоровью. И в этом плане очень пристальное внимание приковано к группе Этери Тутберидзе. А как обстоят с этим дела в США? Вам такое говорили?
— Нет, пока такого не было, чтобы кто-то говорил мне: «Нет-нет, Алиса не должна их прыгать, это очень опасно для ее здоровья». Этери, конечно же, потрясающий тренер, которого я очень уважаю, ведь у нее так много девочек, которые исполняют четверные прыжки! Если бы у меня было больше учеников, которые бы могли и хотели делать их, я бы только помогала таким фигуристам в этом.
— Также доводится встречать мнение, что четверные убивают по-настоящему красивое женское катание. Все та же Тутберидзе несколько раз объясняла, почему это не так...
— И я с ней согласна. Четверные не убивают женское катание, а делают его более волнительным. Если отдельным девочкам они покоряются, то почему не прыгать четыре оборота? Плюс, как только четверные начнутся даваться фигуристкам легче, у них появится возможность развивать и другие аспекты своего катания. Вспомните Юдзуру Ханю и Натана Чена, когда они только включили в свои программы большое количество четверных прыжков. Тогда их катание вовсе не было таким потрясающим, как сейчас. То же самое сейчас происходит и у девушек.
— Кто из одиночников за всю историю фигурного катания или последнее время вам понравился больше всего?
— Сейчас конечно же Чен, которому удается сочетать катание высочайшего уровня и четверные прыжки. Мишель Кван, которая была психологически очень сильной и каталась очень одухотворенно и красиво, исполняя при этом сложные для того времени тройные прыжки. Все фигуристки из группы Тутберидзе, которая толкает наш вид спорта вперед и развивает его. Ведь у нее в группе не одна девочка исполняет четверной прыжок, а сразу несколько!
— А из россиянок кого выделите?
— Загитова просто потрясающая, а еще Евгения (Медведева. — Прим. «СЭ») и как я сказала все девочки Тутберидзе.
— Однако во всей этой четверной феерии есть один нюанс: в 17-18 лет прыгать их будет гораздо сложнее.
— Да, учить действительно нужно как можно раньше. Но когда смотришь на Елизавету (Туктамышеву. — Прим. «СЭ»), которая сначала освоила тройной аксель, а затем в своем возрасте и четверной тулуп, то думаешь: «Вау, это действительно возможно!».
— В целом, женское одиночное катание в США сейчас популярно?
— Оно популярно, но точно не так как в России или Японии. Молодежь в США, в частности, мои ученики, больше нацелены на получение образования. Плюс занятия спортом стоят дорого, а потому не все семьи могут себе их позволить.
— Хотя бы примерно во сколько обходятся ледовые тренировки?
— За лед где-то 12-13 долларов в час, вот и посчитайте сколько получится, если кататься по три часа в день. Но это просто лед, без учета других занятий и оплаты тренера.
— Лью из богатой семьи?
— Нет. Семье Алисы приходится многим жертвовать, чтобы оплачивать ее тренировки.
— Кто для вас идеал или пример по-настоящему великого тренера?
— Этери. Она подготовила множество по-настоящему классных фигуристок, а не просто одну яркую ученицу. В США Тутберидзе хорошо знают. А еще я очень уважаю Этери за то, как она начинала свою карьеру, с нуля, тренируя почти всех, кто к ней приходит.
Она стала известной, вырастив с малых лет Полину Шелепень и позже — Медведеву, а не просто красиво упаковала уже готовых девочек и представила их как праздничные подарки
Последние слова Липецки добавила в ходе разговора уже не под диктофон, повествуя о том, что в США, как и России начинающему тренеру с талантливой ученицей приходится очень несладко.