Итак, ISU наконец признал реальность — юниорской серии «Гран-при» не будет. Функционеры снова бились до конца, искали варианты, но в итоге было опубликовано официальное заявление Международного союза конькобежцев, которое оставляет надежды:
— Совет ISU был проинформирован о набирающих обороты ограничениях перемещений и въезда в страны, которые серьезно усложняют приезд фигуристов-юниоров на соревнования. Некоторые члены ISU просто не могут или не хотели бы отправлять свои команды на оставшиеся старты. Более того, санитарные меры (включая возможный карантин) станут невыносимым бременем для организаторов.
Основываясь на совете Медицинской комиссии и рабочей группы, Совет ISU постановил, что все этапы серии должны быть отменены, — сказано на официальном сайте организации.
«СЭ» сообщал о высокой вероятности отмены всех международных турниров до конца 2020 года, и сегодняшние события можно считать еще одним звонком, указывающим на общий тренд. Или даже звоном колокола.
Откровенно говоря, вряд ли ISU сильно жалеет об отмене «популярной», как сказано дальше в решении, серии. Юниорские этапы отличались по правилам от взрослых — на них приезжали обладатели одинарного акселя и двойного риттбергера с Тайваня или из Македонии, которые первыми разминками вымывали все эмоции от последней. Заявленная цель — расширение географии — препятствовала введению квот в 10-12 участников, которые известны нам по взрослой серии.
Поэтому невыносимым бременем лежала скорее сама серия, которая приносила одни убытки. А финансовое положение, как вы можете видеть из бюджетного плана ISU, у организации и так не лучшее. По итогам 2020 года ожидался убыток в 2 миллиона франков, и это планировалось еще два года назад, когда Аннушка еще не разлила масло. То бишь первый китаец не съел летучую мышь.
Со взрослой серии, которая позволяет хоть как-то откормиться за прошлые невзгоды, все будет по-другому. За нее будут бороться до конца. Хотя японцы уже сомневаются, стоит ли ехать в сомнительные вояжи в Европу и Америку.
Отмена юниорских соревнований должно взволновать российскую аудиторию никак не меньше, чем возможная отмена взрослого «Гран-при». И вот почему. Юниорский «Гран-при» — кузница будущих олимпийских чемпионов Пекина. Именно Камила Валиева, а не Косторная или Щербакова или Трусова называется фаворитом Игр. Поэтому простой девушек этого возраста может стать большим ударом, цена которому — олимпийские медали. Которые в условиях нынешней женской одиночки отыграть через четыре года почти нереально.
Особенно несправедливо будет, если взрослые соревнования в итоге проведут, а юниорские — нет. Это и вовсе ставит под вопрос принцип равных возможностей спортсменов.
Что в связи с этим нужно сделать — в частности, российскому руководству? Предоставить возможность Валиевой, Усачевой, Хромых и далее по списку соревноваться. В решении ISU сказано, что, если эпидемиологическая и обстановка будет позволять, юниорские соревнования все-таки проведут — «возможно, при финансовой поддержке ISU». Не стал бы сильно верить в этот вариант развития событий. Поэтому — необходимо организовать собственную юниорскую серию соревнований. Назвать ее хоть русский «Гран-при», хоть «Большие призы», хоть «Веселые старты» — но не оставлять фигуристов без соревнований. Это чревато спадом формы и депрессией.
Если в начале августа все-таки станет понятно, что не будет и взрослой серии «Гран-при» — то Валиева наравне с другими 14-летними спортсменами должна быть допущена до внутрироссийских взрослых соревнований. Это уже происходит на чемпионате России — чем хуже Кубок России? Вы только представьте, если к шестерке Косторная — Щербакова — Трусова — Туктамышева — Медведева — Загитова добавится Валиева и другие звезды юниорского первенства в Саранске. У парней бы наряду с Самариным и Алиевым зажигал Даниил Самсонов. Это нужно им самим и нам самим как стране — чтобы спортсмены готовились к взрослым стартам.
Турниры должны проводиться с призовым фондом. Отмена юниорских «Гран-при» — это не только потеря соревновательной практики, но и денег. В конце концов, спортсмены своей деятельностью зарабатывают хлеб. Понятно, что есть ставки и вообще в России спорт — штука государственная, но все же россияне очевидно потеряли потенциальную выгоду. За победу на одном этапе та же Валиева могла бы получить две тысячи долларов. До нее дошла бы далеко не вся сумма, но вряд ли кто-то сомневается, что она бы их заработала.
В нормальной стране в таких ситуациях положена компенсация. В России, правда, карантин так и не ввели, но в случае спортсменов все можно решить цивилизованно и без госбюджета. Просто перенести призовой фонд на соревнования в России. Учитывая творящееся в отечественном фигурном катании, уверен, что к офису федерации может выстроиться примерно такая же очередь из желающих отдать деньги, как в советский мясной магазин. Очередь из спонсоров, разумеется. Это точно не ситуация биатлона, где популярность самого вида компенсируется скандальностью чиновников. Вопрос, почему этого уже не происходит.
В комментариях болельщиков часто видишь предложения об открытых соревнованиях в России. Мол, давайте пригласим японцев, кого-нибудь из ближнего зарубежья или русских фигуристов из других стран и проведем открытый чемпионат России. Насчет приглашений не уверен — знакомые японские журналисты в Москве еще в середине июня опасались выходить из дома и встречаться, чего уж говорить о межконтинентальных перелетах фигуристов. Но можно выдвинуть инициативу — проводить онлайн-турниры.
Пока такой опыт был лишь единожды — имеется в виду прошедший в США Пегги Флеминг Трофи. Судя по просмотрам на YouTube, он не был слишком успешен, но в США и фигурное катание почти никому не нужно. Да и соревнования проходили в записи — то есть Джейсон Браун мог сделать сто попыток проката и лучшую отправить жюри.
Естественно, делать надо по-другому — проводить онлайн-турниры в прямом эфире. Косторная и Валиева будут кататься в Новогорске (или Беляево), Трусова — в Кисловодске, Туктамышева — в «Юбилейном», Медведева — в ЦСКА, а по FaceTime ей будет аплодировать Брайан Орсер.
Кихира будет отвечать своими трикселями в Нисиномии. В перерывах — танцы Яны Рудковской и Гном Гномыча и включения по Zoom с фанатами в футболках «А где Алина?» Это будет хит. Почему-то легкоатлеты сумели провести турнир по сети, художественная гимнастика смогла, ISU провел ледовый «Оскар». Неужели мы не сможем? Нестандартная ситуация в мире вынуждает принимать нестандартные решения. Если российское фигурное катание будет просто ожидать следующих решений ISU, не задумываясь о плане В — именно это может сгубить нас в Пекине-2022.