Почти месяц как работают катки на территории федеральных баз России. И вроде бы хочется написать (и почитать) что-то о том, как фигуристы провели последние недели. Как кто восстанавливает прыжки, какие у кого сложности, нагрузки, какие ожидания от сезона и каково мнение о необходимости проведения в сентябре контрольных прокатов. Логично, что этого ждут. Но к сожалению, новостей из Новогорска, Кисловодска и других городов — минимум.
Фигуристам надо сконцентрироваться на восстановлении? Конечно. На базах карантин? Да пожалуйста. Хотя представители Первого канала некоторые тренировки все же записали. Но неужели пара видео с катка в неделю — это так много? Включенная камера мешает восстановиться? Или фигуристы заражаются не только через 5G вышки, но и через Instagram?
Посмотрите, как триумфально вернулся в повестку дня футбол. За одну команду сыграли школьники, другая скрыла анализы, третья благородно согласилась на перенос, фанатов «Локомотива» глушат, а тренер ЦСКА уехал домой после 0:4. Да, отдает сюрреализмом, да, странности с регламентом, но зато это живо и можно обсуждать. Эпоха у нас, в конце концов, такая, постмодернизм. Все реально и все абсурдно.
Наше фигурное катание всеми силами старается удержаться в прошлой эпохе — советской. Не пущать, не положено, лишь бы не было войны (фанатов в соцсетях).
В начале XIX века в Англии были такие люди — луддиты. Недовольные промышленной революцией и увольнениями, они уничтожали машины и вообще выступали против прогресса. Периодически начинаешь думать, что эта идеология в чем-то подходит фигурному катанию. Это даже не про конкретных людей или федерацию — в целом про положение дел. Одни боятся, другие настраивают на боязнь. А третьи вынуждены мириться с информационным вакуумом и искать жареные темы. При этом все три группы — фигуристы, управленцы и те, кто за ними следят, — говорят о необходимости доверия.
Если это читает кто-то из фигуристов или официальных лиц, то поймите — все равно будут сайты, которые с вами не разговаривают и будут вырывать цитаты из контекста, придумывая заголовки. Со всеми остальными можно договариваться. «Все остальные» к этому готовы. Альтернатива — замолчать насовсем...
Нужно понимать хрупкость сегодняшней популярности фигурного катания. Она держится во многом на околофигурных событиях — давайте назовем так происходящее вокруг катка и в соцсетях по аналогии с околофутболом. Количество людей, которые отличают флип от акселя, несоизмеримо с числом зрителей, которые «разбираются» в футболе и советуют в стиле героя Светлакова у телевизора, куда надо было бить. Футбол просто проще.
Итак, если вы разбираетесь в элементах и знаете, за что ставят компоненты — вы в ядре целевой аудитории, за вас бороться фигуристам не надо. Если отличаете чоктау от моухока — то вы, наверное, сейчас и так в Новогорске или ждете открытия какого-нибудь катка. Но далеко не все, кто кликает на новости о фигурном катании, знают названия всех семи прыжков. И за эту аудиторию надо бороться. Прежде всего федерации, которая отвечает за популяризацию спорта, но и всем тем, кто его освещает.
Вместо того чтобы закреплять аудиторию через конкуренцию между спортсменами — выкладывание видео прыжков, смешных моментов с тренировок — мы вынуждены продолжать обсуждать Ягудина и транссексуалов, Гном Гномыча и поправки. Темы, безусловно, живые, но в футболе между скандалами есть еще 95 минут матча. В фигурном катании фаза активных турниров длится в чистом виде 12 недель, не больше. Серия «Гран-при», национальный чемпионат, Европа и мир — всё. Да, челленджеры. Да и то, между турнирами фигуристы недосягаемы.
Вот Загитова, например. Она же тренируется, верно? Но в Instagram ни одного кусочка ледового покрытия, белый разве что фон рекламы. При том, что у нее фантастическая группа поддержки, и любая крупица фото- и видеоинформации моментально попадает в TeamZagitova. Да, можно пообсуждать съемки для японских компаний (кстати, российские бренды не хотят поснимать чемпионку?) Но Алина — пока все же не модель. Во всяком случае, полгода нас убеждают в том, что она все еще фигуристка и вот-вот вернется. Только биологию сдаст, и перейдет к четверному флипу. Неужели многомиллионная армия не заслужила хотя бы одного видео на 10 секунд вроде того, что было с Косторной и Щербаковой? Неужели ни одной удачной попытки тройного за три недели не было?
Но дело не в Загитовой, дело в подходе. Понятно, что функционеры не могут контролировать спортсменов полностью. А с учетом статуса Тутберидзе, нельзя просто взять и поставить камеру у бортика, поставив лучшего тренера России перед фактом. Но тенденция скорее обратная — никто и не хочет, чтобы мы с вами узнали, что творится внутри баз. Фигуристов не упрашивают говорить, а наоборот, им запрещают. Даже Первый канал, де-факто обладающий эксклюзивными правами на всех фигуристов страны по договоренности с федерацией, в последние месяцы затих.
Этери Георгиевна — эталон в смысле спортивного отношения к жизни и фигурному катанию. Меняет программы, тщательно изучая правила, проводит в «Хрустальном» прыжковые баттлы команда на команду, о чем рассказывал отец Анны Щербаковой. Но к сожалению, вряд ли мы их когда-нибудь увидим.
Можно сколько угодно хейтить Евгения Плющенко и говорить, что он пока не тренер, обвинять тех, кто освещает его деятельность, в его пиаре. Критика — это вообще нормально, на тренерском поприще до результатов Тутберидзе двукратному олимпийскому чемпиону еще расти. Но с продюсерской точки зрения текущее межсезонье — его время.
Все просто — точно так же, как наше зрение реагирует на движение тел, так и аудитория реагирует на события. Если одна сторона их «делает», на ней и будет внимание. Только сегодня стало известно, что из «Хрустального» к Плющенко ушла 8-летняя фигуристка Парсегова. А до этого было включение в список сборной. А до этого — рассказ о тратах на академию. А до этого — четверные Трусовой и видео про Россию и глобус. Александру, кстати, с Днем Рождения и удачи с четверными!
Конечно, мы еще посмотрим, удастся ли все их прыгнуть в сезоне. Если нет — можно представить, что будет твориться на форумах, где комментарий «а ведь я говорил» станет самым дружелюбным. И так будет справедливо. Но не хотелось бы, чтобы в погоне за #работаемдальше мы потеряли спорт, когда он только начал подниматься. Иначе скоро о тренировках российских фигуристок будут сообщать, как с закрытых американских судов, художники — рисуя картины. Это ненормально. Вам так не кажется?