6 апреля, 15:15
Открытие Байкала. Итоговое положение
Женщины
1. Анна Фролова — 70,74
2. Алина Горбачева — 68,72
3. Аделия Петросян — 66,67
4. Софья Муравьева — 64,75
5. Софья Акатьева — 63,54
6. Ксения Гущина — 61,40
7. Вероника Яметова — 56,95
8. Дарья Садкова — 53,23
Мужчины
1. Глеб Лутфуллин — 87,09
2. Евгений Семененко — 81,78
3. Петр Гуменник — 78,87
4. Дмитрий Алиев — 75,90
5. Роман Савосин — 73,93
6. Даниил Самсонов — 73,70
7. Марк Кондратюк — 72,46
8. Владислав Дикиджи — 67,81
Пожалуй, впервые за долгие годы сезон фигурного катания продлился до апреля. Все логично — центральная Россия встретила апрельские выходные снегопадами, хотя собиралась на шашлыки. Фигурное катание по телевизору в таком антураже подходит идеально. И с маркетинговой точки зрения все тоже верно. КХЛ годами делает все, чтобы продлить регулярный сезон и играть больше матчей. «Формула-1» разрослась с 12 гонок до 24. Байкальский турнир с отложенным показом — прекрасный способ, идея манила много лет, и в «СЭ» мы писали о необходимости такого турнира еще лет пять назад. Когда в фигурном катании появились большие деньги, это стало возможным (поэтому, наверное, в эфире было так много рекламы — за все нужно платить).
После истории с Галлямовым в ноосфере было много нытья по поводу того, как Первый и федерация решили рискнуть здоровьем фигуристов перед олимпийским сезоном. Наверняка катание в минус 20 кому-нибудь напомнит историю Костомарова. Удивляет, как фигуристов лишают субъектности те, кто вряд ли когда-то делали четверные на озерах. Детям они наверняка надевают шапку до 20 лет и не отпускают гулять. Дай им волю — отменили бы прыжки и делали бы фонарики по прямой. Судя по идеям реформ, этих людей зовут ISU. Все то, что выделяет нас в этой жизни — как людей и шире, как страну в изоляции, — надо делать.
Другое дело, что гораздо красивее на Байкале само озеро, чем фигуристы с их программами. Может, это клиповое мышление, которое сложно выдерживает что-то больше минутного видео. Но истории про шаманов и деревянные домики вначале были интереснее некоторых программ. Впрочем, не всех.
Хорошо, что Первый канал изменил правила — программу при минус 16 укоротили до 2 минут 15 секунд (+/- 15 секунд), каскад + сольный прыжок, два вращения и хореографическая последовательность. В таких условиях повысилось влияние непрыжковых элементов и компонентов, что для России нестандартно. Забавно организаторы обозначили трещины на льду — мягкими игрушками-нерпочками.
Многие фигуристки вышли на лед с новыми постановками или как минимум музыкой (хореографические наработки в большинстве случаев были привычные). Почему-то под байкальский лед хорошо подошла многим французская музыка, но у большинства был русский плясовой или меланхоличный мотив.
И это сработало. У женщин Анна Фролова выступала под песню Полины Гагариной «Миллион голосов» и за счет каскада тройной лутц + двойной аксель + двойной аксель и хорошей репутации катальщицы выиграла. Картинка под такую музыку и правда была эффектная. Кстати, под музыку выступать фигуристам было сложно — ездили они без наушников, просто рядом с катком врубали колонку. Слышно ее, по признаниям фигуристов, было неидеально, особенно в дни тренировок во время ветра.
Но повезло — в день соревнований ветер стих и удалось провести полноценные соревнования. Возможно, помог тот самый шаман, которого ангажировал Первый канал.
Алина Горбачева, ставшая второй, вышла под песню «Останусь» Города 312, тоже очень подходящую под фон. Замкнула тройку Аделия Петросян — ее можно сейчас обыграть только за счет особых правил и ледового покрытия.
У мужчин впечатлил своим техническим набором с гидроблейдом Евгений Семененко, Петр Гуменник стартовал с каскада четверной флип + двойной флип + тройной флип через ойлеры — но запорол на сложном льду аксель. И снова хватало исконно русского — Савосин катал про ямщика, а Марк Кондратюк выделился Нейромонахом Феофаном.
А выиграл тоже сенсационно Глеб Лутфуллин — под песню Александра Малинина на стихи Есенина «Мне осталась одна забава» — за счет четверного сальхова.
В концовке нужно сказать обязательные, но правдивые слова, что Байкал — особая часть культурного кода России, одно из самых красивых мест необъятной страны. Каждый, кто побывал на нем, запомнит на всю жизнь. Мне тоже не забыть августовских вечеров в Листвянке, окунание в плюс 12 и удивление мимо проходивших иностранцев. А потом посиделок в кафе «Пятый океан» под национальные напитки и шашлык из омуля. Так же и фигуристам.
Итог турнира — картинка точно получилась. Но едва ли не главный вопрос — сколько это все стоило организаторам. Да, как разовая акция показать на мир уникальную Россию и фигуристов — класс. Но сказать, что это рождение нового формата, тоже нельзя. Надолго ли продлится такая история — большой вопрос.
Возможно, стоит положить этот опыт в копилку и идти дальше. Вопрос знатокам с Первого — мало у нас футбольных стадионов, которые ждут турниров по фигурному катанию с аудиторией 30-40 тысяч?